Проекты по литературе 8 класс
Автор [S.J.] задал вопрос в разделе Домашние задания
Вопрос по литературе 8 класс и получил лучший ответ
Ответ от Ђаня[гуру]
Человек на часах
Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат долго мучился, но в конце концов решился и вытащил тонувшего. Тут мимо проезжали сани, в которых сидел офицер. Офицер стал разбираться, а тем временем Постников быстро вернулся на свой пост. Офицер же, поняв что произошло, доставил спасенного в караульню. Офицер доложил, что он спас утопающего. Спасенный ничего сказать не мог, так как он пережитого потерял память, да толком и не разобрал, кто его спасал. Дело было доложено подполковнику Свиньину, усердному служаке.
Свиньин посчитал себя обязанным доложить обер-полицмейстеру Кокошкину. Дело приобрело широкую огласку.
Офицер, выдавший себя за спасателя, был награжден медалью» за спасение погибавших» . Рядового Постникова было приказано высечь перед строем двумя сотнями розог. Наказанного Постникова на той же шинели, на которой его секли, перенесли в полковой лазарет. Подполковник Свиньин приказал дать наказанному фунт сахару и четверть фунта чаю.
Постников ответил: «Много доволен, благодарю за отеческую милость» . Он и на самом деле был доволен, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего, что мог ему присудить военный суд.
Источник: интернет
У Лескова человеческие проявления героя вступают в прямое противоречие с его служебными обязанностями - ведь спасение утопающего для покинувшего свой пост часового неминуемо означает приговор суда и каторгу.
Жертвуя своей жизнью (ведь помимо угрожавшей ему в далёкой перспективе каторги у Постникова существовала и вполне реальная возможность свалиться по неосторожности в январскую прорубь) , герой спасает человека и при этом остаётся не только без награды, которой вместо него щеголяет другой, но и вполне доволен тем, что избежал большего наказания.
Непонятным кажется отношение автора к многочисленным изображённым им чиновным персонам: о подполковнике Свиньине он говорит, что тот был “человек не бессердечный” и “не имел вкуса ко злу”, а обер-полицмейстер Кокошкин, “после целодневной суеты и тушения двух ночных пожаров” засыпающий над бумагами в своём кабинете, и вовсе вызывает живейшее человеческое сочувствие. Но где же тогда, спрашивается, справедливость и в чём заключается весь смысл повествования?
Солдат (и это записано во всех армейских уставах) не имеет права оставлять своего поста. Каким бы безмятежным и бесполезным ни казалось дежурство полного дворцового караула спокойной зимней ночью 1839 года, описываемые события могли принять совершенно иной оборот, если бы, например, спасённый караульным подвыпивший гуляка оказался на самом деле “бомбистом” или, хуже того, был бы сброшен в воду подобными “товарищами” специально для отвода глаз.
Оставим в стороне стратегию и воинские уставы и представим просто, что “умный и исправный солдат” Постников не спас утопающего, который “заливался” всего в нескольких шагах от караульной будки. Часовой до конца исполнил свой долг и не покинул поста ради дела, которое, строго говоря, не входило в круг его обязанностей. Тут, однако, приходит на память мысль, которая и заставила бедолагу-караульного, всё время перебиравшего в уме уставные строки, всё-таки броситься на лёд иорданской проруби: “Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому человеку помощи, когда к тому есть такая возможность”.
Простой крепостной Постников словно бы каждой клеточкой своего тела, всем своим сознанием переживает две сухие сентенции, которые изрекает в финале рассказа “любопытный” владыка: “Долг службы никогда не должен быть нарушен. Спасение погибающих не есть заслуга, но более долг”. Из противоречий, в которые загоняет Постникова коварная судьба, он интуитивно выбирает именно этот самый главный долг.
Безымянным солдатом Постниковым остался прежде всего просто человеком, и для него гораздо лучшим, нежели все медали и почести, является сознание того, что он спас человека, которого мог спасти. Чувства Безымянного солдата из рассказа Лескова, при всей окружающей его “служебной” тематике, значительно расходятся со служебными предписаниями.
Скромный часовой дворцового караула понимает, что чужая жизнь, независимо от личных достоинств и недостатков тонущего мещанина-выпивошки, гораздо ценнее его собственной, не говоря уже о всяческих, даже вполне справедливых во всех других ситуациях, предписаниях воинского устава, и не только спасает “заливающегося”, но и заботливо выводит его со льда на набережную навстречу собственной погибели в лице так не вовремя появившегося там офицера инвалидной команды.
Хотя и попавшее в поле зрения писателя многочисленное начальство, словно сговорившись, пытается, исправно выполняя служебные предписания, в то же время избавить своего милосердного подчинённого от положенного по закону, но несправедливого в данном случае наказания.
творческий проект по технологии 7 класс
Творческий проект. Сакура. (Дерево из бисера) Презентация к проекту.
Одним из самых
подробнее...
пословицы правила здорового сна правила чистоты правила жизни в ладу с природой правила здорового питания.
1. правила здорового сна -Беспечальному сон сладок. Выспишься - помолодеешь. Кто больше всех спит,
подробнее...
Доклад о ломоносове по литературе 5 класс (краткий) спасибо
Михаил Васильевич Ломоносов - гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки.
подробнее...
какие элементы образуют социальную структуру общества?
Социология как наука об обществе реферат сочиние доклад сеть рефератов ...
Всякое целое
подробнее...
В чем проявилось укрепление роли государственного аппарата при Николае I. История 8 класс
В первые годы правления Николай I самостоятельно решал многие государственные вопросы, лично
подробнее...
где можно найти разработку сценариев по библиотечным урокам в старших классах?
Тема 1. Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в
подробнее...
помогите ответить на вопросы по социологии плиз
1.Социология (от латинского societas, т. е. общество, и греческого logos, т. е. учение) - наука,
подробнее...
какого числа экзамены у 11 классов ?
Рособрнадзор опубликовал проект расписания государственной итоговой аттестации (ГИА-9) для
подробнее...
Как Ожегов собирал словарь? (srochno nuzhna pomosh)
Юность С. И. Ожегова (23 сентября 1900 года рождения) совпала с революционным периодом в жизни
подробнее...
Что вы можете сказать о детстве и юности М. В. Ломоносова? Как он поступил в академию
Детство и учеба М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711
подробнее...
в каких фильмах снималась актриса Кейт Бекинсейл???
Для начала фильмография:
2005 Другой Мир 2 /Underworld: Evolution/
2004 Ван Хельсинг /Van
подробнее...
краткая биография Ломоносова
биография Михаила Ломоносова
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг. )
подробнее...
Что такое синквейн?
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в
подробнее...
подробная биография ломоносова
Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября
подробнее...