Первый визит раскольникова к соне
Автор Личный Кабинет Удалён задал вопрос в разделе Домашние задания
Литература. первый визит к соне. Какой предстала Соня перед Раскольниковым? Достоевский "преступление и наказание" и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало, на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым» , другой - «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова, потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.
Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Раскольниковым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на
душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников заявляет, что он пришел «в последний раз» , чтобы «одно слово сказать» , а потом будто забывает о цели визита и начинает расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.
Раскольников начинает задавать Соне жестокие, неразрешимые вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога. Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить
Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая несчастная, ах, какая несчастная! » Раскольников убеждает Соню в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна
в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет» , младшие дети погибнут. «Бог этого не попустит! » - восклицает в ответ Соня. «Да, может, и бога-то совсем нет» , - заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора.
Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился» , - объясняет он испуганной Соне. Душевное движение Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез
с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении, но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику.
Соня, по его мнению, - «юродивая» , надеющаяся на чудо. Во второй половине эпизода Соня читает Раскольникову легенду о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись
зачтением «вечной книги» . Воскресение Лазаря символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь. Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует, что Соня права, но боится признаться себе в этом.
Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами
как объясняет раскольников цель своего прихода к соне
Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
подробнее...