вязь



русская вязь

Автор Елена задал вопрос в разделе Образование

Почему в русской письменности пользовались именно вязью? и получил лучший ответ

Ответ от A-stra[гуру]
Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея) , ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Codex Чудовского собр. Ї 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. В этом, нередко трудно читаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Византийская вязь легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей. На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.
Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.
Очень оригинальна арабская версия:
На Руси до XVII века в ходу было несколько алфавитов, в том числе и считаемый сегодня арабским. В том числе, иногда писали по-русски, но вязью, которая сегодня называется арабской. И считается исключительной принадлежностью арабского Востока.
- НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ
Согласно этой смелой версии, до самого конца XVI века, Русь, Турция и Персия входили в состав единой Великой = "Mонгольской" Империи. Поэтому во всех этих странах должна была существовать значительная общность культурных традиций.

Ответ от Некто в сером, именуемый ОН[гуру]
Вязь - по преимуществу декоративные элементы древних письменных документов и применялась для выделения заглавий. В зависимости от эпохи, можно наблюдать несколько графических стилей вязи, таких как византийского, тератологического, балканского, неовизантийского, старопечатного, барокко и другие, менее распространенные. Вязь, как связное письмо заглавий с буквенной конфигурацией и слиянием частей соседних букв, свойственна для славянской письменности 13-14 веков и в этом я влении прослеживается именно влияние греческой вязи 10 века.
Для русской вязи характерно наблюдение над прогрессирующим ростом в вышину букв. Во многих славянских письменных источниках отмечается подражание византийским и западноевропейским текстам, влияние которых на русскую письменность наиболее значительно в 16 веке. Начиная с 15 века различают два вида вязи -круглую и угловатую, штамбованную. В русских рукописях преимущественно развивалась штамбованная вязь. Одним из основных приемов шмамбованной вязи являлась мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха-штамба двух соседних букв превращались в один. Этому подчинялись и округлые элементы, принимая форму вертикальных штрихов-полуштамбов. С основными штрихами полуштамбы соединялись тонкими наклонными линиями. Пустоты, образующиеся при этом, заполнялись либо сильно уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв О, Е, С, или полуштамбами соседних букв.
Поскольку введение письменности было связано с культом, на первых порах письмо отличалось традицией торжественности, литургичности. Со временем, в связи с изменением культурной среды, в письменности возникает потребность эволюционного перехода к типам деловой канцелярской или торговой графики. Эволюция глаголицы идет от первых панноно-моравских образцов 10-12 веков к позднейшему курсиву 18 века, которую мы видим в русских приказных документах, и которую отличает предельная свобода начертаний. При изучении средневековых документов был отмечен основной процесс развития канцелярского письма, идущий от форм прямого и раздельного письма к манерам более или менее беглых начертаний, которые были свойственны раннесредневековому греческому и латинскому письму. Развитие это шло от майускулов через унциальные почерки, еще крупные, но уже с закруглениями и наклоном к курсиву и минускулам. В позднесредневековой славянской письменности развитие шло от устава через полуустав с дальнейшим развитием скорописи уже за пределами средневековья.

Ответ от Ўрий Михайлов[гуру]
Может, "подсмотрели" арабскую вязь? Ведь в старину у Руси было немало торговых связей с Востоком.

Ответ от Ирина[гуру]
Вязь- т. н. соединение двух или нескольких письменных знаков, соседних друг другу, в один составной знак; встречается очень часто в некоторых системах письма, напр. в санскритском деванагари, и в позднейшей, или так называемой хорватской глаголице. Такая В. различается от современных монограмм (вензелей) тем, что последние заключают в себе сплетенные друг с другом две или несколько целых букв в полном их очертании, между тем как в санскритской или глаголической вязи все сходные черты букв сливаются в одну черту, из которой во все стороны вырастают всякого рода разновидности, по которым надо узнать, сколько и какие именно буквы вошли в состав данного сложного знака. Случается и так (в деванагари, напр.) , что характеристическая черта, обозначающая известный знак, в вязи совсем не похожа на самостоятельный знак, выражающий тот же звук; но таких случаев вообще мало. По своему виду В. делится на три типа: простая, сложная и узорная.
Простая В. составляет древнейший тип, вероятно, уже в X в. проникший в Россию из Византии. Встречается на многих древних памятниках. Первоначально она служила для сокращения письма; так, на кресте гробницы Ярослава (в Софийском соборе, в Киеве) уже встречается вязь буквы н и и, в которых при соединении средняя черта выпадает. Употребление щ, вместо отдельных ш и т, мы встречаем в Остромирове Евангелие (1056-1057), в Изборнике Святослава (1073) и других памятниках. Сложная В. представляет развитие простой; русская письменность XIV в. отличается распространением вязи такого типа. На рис. 2-м изображена одна из 4-х надписей на ставном подсвечнике, у раки св. митрополита Ионы (в Успенском соборе, в Москве) , писанная такою вязью: "повелением великого государя царя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца".
2.Узорная В. явилась, вероятно, одновременно со сложною, от которой отличается украшенными арабесками и узорными буквами, иногда расположенными, в свою очередь, в виде фигуры или орнамента. Образец такой вязи представляет рисунок 3-й (заголовок одной грамоты XVII века) : "Божией милостью".
3.В посольских бумагах вязь, наряду с так называемою литореею, стала применяться в конце XVI в. Так, гонец Андрей Иванов в 1590 г. писал из Литвы к царю вязью (Карамзин, т. X, изд. 1824 г.) .
Явившись для ускорения письма и выигрыша места, В. (особенно узорная) впоследствии послужила к образованию особого условного письма, вензеля и монограммы (см. Палеография) .

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Почему в русской письменности пользовались именно вязью?
Вязь на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Вязь
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*