голубая звезда зайцев



Зайцев голубая звезда

Автор Екатерина Сафронова задал вопрос в разделе Гуманитарные науки

Мотив прощания с прошлым в повести Б. Зайцева "Голубая звезда". Б. Зайцев "Голубая звезда" и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Первый период творчества Зайцева завершает повесть «Голубая звезда» (1918), которую породила «Москва мирная и покойная, послечеховская, артистическая и отчасти богемная, Москва друзей поэзии и Италии — будущих православных» («О себе») . В светлой печали, судьбах героев (напоминающих отчасти персонажей Достоевского) , картинах литературной и театральной жизни сквозит предчувствие крушения этого непрочного мира.
Повесть «Голубая звезда» (1918; история любви мечтателя Христофорова и девушки тургеневского типа) писатель считал «самой полной и выразительной» , «завершением целой полосы» и «прощанием с прошлым» .
В центре произведения — фигура мягкого, бескорыстного, честного
интеллигента Алексея Петровича Христофорова. Жизнь он понимает как величайшую ценность мира. Поэтому он влюблен не только в человека, а и во весь окружающий мир, и даже «к звездам относится так, как будто они… были его личными знакомыми» . В главном герое повести сосредоточены дух и искания русской интеллигенции накануне великих социальных потрясений.
Заметная и чуть ли не отличительная особенность повести Б. Зайцева «Голубая звезда» – отсутствие сюжетного стержня. Изображен процесс перемен в отношениях – дружеских и отчасти любовных – нескольких людей. События тяготеют к двум центрам, которые разобщены. Но все персонажи связаны через знакомство с Христофоровым и интерес к нему. Особенность же этого персонажа как раз в том, что ему интересны люди вообще. Единственный внешний (событийный) итог – решение Машуры отказаться от Антона. Но в том-то и дело, что для этого нет видимых оснований. Есть только чувство, что это – не настоящее. А «настоящее» она почувствовала с Христофоровым, хотя с ним и невозможна телесная близость. Другие итоги кажутся случайными: таковы смерти Никодимова и Ретизанова.
Видимо, дело здесь не в событиях, а в способе их освещения. Изображение ведется изнутри целого ряда персонажей (призмы меняются) . Но господствует – не фактически, а как тип и в качестве наиболее глубокого и адекватного, при кажущейся странности, отношения к жизни – точка зрения одного героя, Алексея Петровича Христофорова. Близость автору объясняет поэтический характер этой точки зрения: любовное, но незаинтересованное (внепрактичное) созерцание жизни. Анна Дмитриевна называет Христофорова «поэтом» .
В изображенном жизненном процессе нет ничего необычайного: времена года и будничные занятия по сезонам (это слово – в самом начале) . Сопоставляются город (зимой) и деревня (летом) ; светское времяпровождение и церковные службы, праздники. Но важно, что люди все время чувствуют ограниченность этой жизни (и прямо об этом говорят20). Во многом такое ощущение возникает благодаря частому контрасту комнатного быта и мира природы. Последний видится иногда очень близко, детально; но бывает, что и очень далеко – звезды. Устойчиво общее для всех чувство жизни перед лицом Высшего: бесконечности, Бога, смерти. Обычная жизнь поэтому представляется призрачной: возникает чувство гостя, а не участника, тем более – хозяина на этом празднике.
Источник:

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Мотив прощания с прошлым в повести Б. Зайцева "Голубая звезда". Б. Зайцев "Голубая звезда"
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*