Живопись возрождения
Автор DOMINATIO PER MALUM задал вопрос в разделе Домашние задания
живопись эпохи возрождения общая характеристика и получил лучший ответ
Ответ от Ђ С[гуру]
ВОЗРОЖД˜ЕНИЕ (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв. , ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции) , началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка» , расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного» ) постоянно пересекаются.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура) , обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию) , складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Из всех искусств наибольшего расцвета в это время достигла живопись. По характеру рисунка и по месту деятельности ее созидателей итальянская живопись разделилась на несколько школ.
1.Ломбардская школа, во главе которой стояли Леонардо да Винчи и Корреджо. Леонардо был родом из Флоренции, но работал преимущественно в Милане. Из его произведений самое знаменитое «Тайная вечеря» , фреска на стене трапезной миланского монастыря. (От сырости она почти осыпалась. )
Антонио Корреджо (Аллегри) был бедным художником из городка Корреджи (откуда и получил свое прозвище). Его картины отличаются особенной нежностью лиц и мягкостью освещения; замечательнейшая из них — «Ночь» , где изображается поклонение пастухов новорожденному Спасителю.
2. Флорентийская школа, процветавшая под покровительством рода Медичи. Представителем ее был Микеланджело Буонарроти. Этот гениальный художник равно владел всеми тремя видами искусства: живописью, ваянием и архитектурой. В юности он обратил на себя внимание Лоренцо Великолепного и учился в основанной им академии живописи. В качестве архитектора он принимал участие в постройке храма Св. Петра, а из его живописных произведений самое значительное — фреска «Страшный суд на стене Сикстинской капеллы папского дворца Ватикана. По смелости рисунка и выразительности фигур эта картина вполне соответствосала энергичному, беспокойному характеру художника; жизнь его вообще была бурная и тревожная, умер он в 1564 году.
3. Венецианская школа высшей степени своего развития достигла в творчестве Тициана. (Другим замечательным представителем этой школы был Паоло Вероне'зе. )
4. Римская школа. Главой ее был Рафаэль Санти, величайший из всех живописцев мира, сын бедного художника из города Урбино. Рафаэль очень рано превзошел своего учителя {Пъетро Перуджино) и стал отовсюду получать заказы для храмов и княжеских дворцов. Папа Юлий II поручил ему украсить настенной росписью многие залы Ватикана, и здесь Рафаэль создал целый ряд монументальных картин, преимущественно исторического содержания: «Духовный собор» , «Афинская школа» и прочие. Преемник Юлия II, Лев X, также покровительствовал Рафаэлю. Отличительный характер его произведений — это соединение верности природе с идеальным ее выражением, земного с небесным. Такова знаменитая «Сикстинская мадонна» ; она была написана Рафаэлем для одного из итальянских храмов, а теперь находится в Дрезденской картинной галерее. Из его любимейших учеников наиболее известен Джулио Романо. К концу XVI века эти школы ушли в подражание своим великим мастерам и измельчали. Тогда образовалась новая школа, болонская, которая старалась заимствовать и объединить лучшие их стороны; замечательнейшие представители болон-ской школы в XVII веке — Гвидо Рени и Доминикино. Рядом с этой школой так называемых эюмктшов появляется в итальянской живописи еще школа натуралистов — художников, которые стремились к простому подражанию природе. К последним принадлежит знаменитый неаполитанский живописец и поэт Саль-ватор Роза, живший также в XVII веке. Содержание своих картин он любил заимствовать у дикой итальянской природы, изображая мрачные ущелья с нависшими над ними облаками, с группами пастухов, солдат, бандитов.
В области итальянской скульптуры наибольшее влияние имел Микеланд-жело. Из его последователей особенно известен флорентиец Бенвенуто Чеялш.