Жостовский поднос
Автор Мкртчян варужан задал вопрос в разделе Прочие искусства
жостовский поднос. история возникновения, особенности и получил лучший ответ
Ответ от Лика[гуру]
В 1825 году художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
Жостовская роспись по металлу - русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине В 1825 г. художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково.
Особенности производства
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.
Основной мотив
В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские) , овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие. Основное направление в жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках и прочее.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.
букет
У него чёрный фон
Из истории промысла