Автор Yuliya задал вопрос в разделе Домашние задания
Сихотворение Жуковского и получил лучший ответ
Ответ от Оса в клетке[мастер]
<ИЗ АЛЬБОМА, ПОДАРЕННОГО ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ>
IX. «Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе... » — оригинальное стихотворение в антологическом духе. Заглавия в рукописи не имеет. Как и два предыдущих, не озаглавленных поэтом переводных стихотворений, отличается ярко выраженной лиричностью повествования, передающей авторское глубоко личное отношение к теме, к объекту повествования. Это — своеобразные «лирические отступления» в цикле антологических стихотворений, не допускающих «ничего лишнего в чувствах» (А. С. Пушкин) и тяготеющих к обобщенно-эмоциональному строю.
В данном стихотворении рассказ ведется непосредственно от имени автора. Замедленность движения элегического дистиха здесь особенно заметна и подчеркнута обилием enjambement’ов, передающих не только замедленность, но и эмоциональную напряженность повествования.
В стихотворении нет ни одного специфически антологического образа, ни одного мифологического имени. Но преисполненное тихой, величественной скорби, оно звучит как торжественный реквием, завершающий размышления о красоте и ее быстротечности в этом мире («Роза») , о величии художника и святости его искусства («Фидий, иль сам громовержец...») , хрупкости и краткости жизни («Лавр» , «Голос младенца из гроба» , «Надгробие юноше» , «О веселая младость!..») , превратностях
703
судьбы и противостоянии ей («Судьба»). В этом смысле стихотворение «Он лежал без движенья... » — логический и эмоциональный финал всего цикла.
При первой публикации М. П. Погодиным стихотворение было озаглавлено «Покойнику». После того, как была замечена текстуальная близость стихотворения и известного письма Жуковского к С. Л. Пушкину о последних часах жизни А. С. Пушкина, к погодинскому заголовку стало добавляться заключаемое в скобки «уточнение» : «А. С. Пушкину» (С 8. Т. 3. С. 247; ПСС. Т. 4. С. 26), а позднее просто: «Пушкин» (Стихотворения. Т. 2. С. 272).
Представляется принципиально неверным не только придание заглавий произведениям, автором не озаглавленным, но и утверждение, что стихотворение «Он лежал без движенья... » представляет собой «переложение отрывка письма Жуковского» (СС 1. Т. 4. С. 602). Исследователями уже указывалось, что в письме к С. Л. Пушкину автором сознательно был «привнесен элемент художественной концепции» , что «Жуковский <...> отбирал детали и располагал их соответственно определенному замыслу» (см. : Пушкин в воспоминаниях современников. М. , 1974. Т. 1. С. 32). «Элемент художественной концепции» при работе над стихотворением продолжал развиваться и углубляться, происходило переосмысление образа и основной идеи произведения, подобное тому, с каким мы сталкиваемся и при рождении замысла «Судьбы» (подробнее см. : ПМиЖ. Вып. 8. С. 42—45). Представляется нецелесообразным привносить в стихотворение с помощью нового заглавия, даваемого в современных изданиях, сознательно отрицаемую автором конкретность, хотя, конечно, «пушкинский подтекст» присутствует в этом произведении.
Н. Реморова
Понимаем, как сам Пушкин (это знал, читал Жуковский) :
Чудный сон мне Бог послал:
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: "Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия Небес.
Путник, ляжешь на ночлеге,
В пристань, плаватель, войдешь... "
Сон отрадный, благовещий –
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. - Кто там идет?..
стихи отклики на смерть Пушкина? кроме произведения смерть поэта
"Лес" Алексея Кольцова,
Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень чёрная.
подробнее...
Почему именно Пушкина называют "солнцем русской поэзии"?
Солнце русской поэзии
Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было
подробнее...