Значение узоров на свадебном платье на руси
Автор Наташа задал вопрос в разделе Города и Страны
До НЕЁ на Руси цвет свадебного платья традиционно был красным. и получил лучший ответ
Ответ от Елена[гуру]
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой) . Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость. Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке. Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра. Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась.
Во времена эпохи Возрождения белый цвет вызволили из опалы, поскольку в моду активно входили античные образы. Белый, наравне с голубым (цветом Христа) стал восприниматься как символ непорочности тела и духа. Первой невестой, которая предстала перед алтарем в белоснежном наряде, многие историки считают великолепную Марию Стюарт. Начало же общепринятой традиции надевать на свадьбу белое положила в 1840 году супруга принца Альберта — Виктория. После чего белоснежные платья для невест стали обязательными для любой свадебной церемонии.
А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года. С XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Революцию цвета произвела Екатерина Великая - именно она первая надела белое платье, положив начало новой традиции. Русские императрицы венчались в белых платьях стиля рококо. Не обошел стороной Россию и стиль «ампир» . В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример) . В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.
Наряды русских невест начала ХХ века
Советский период. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.
Ну и наконец.... На сегодняшний день любой стиль: современный или «винтаж» , барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом) .
Источник: ссылка
О свадебной моде времен наших прапрабабушек
Белый цвет для подвенечного наряда стал традиционным не так уж давно - лет двести назад. Во времена Средневековья белоснежное платье могла надеть лишь "невеста Христова", которая уходила в монастырь, чтобы посвятить себя Богу.
На Руси же всегда почитали красный цвет ("красивый"), служивший еще и оберегом: нарумяненная невеста непременно надевала красный сарафан. В "Китае и Японии для свадебного кимоно выбирали самый дорогой шелк красного цвета, иногда - золотого, "императорского". У татарской невесты подол юбки был расшит красными нитками - такая вышивка символизировала будущее плодоношение. В Англии моду на белый ввела королева Виктория, когда выходила замуж за принца Альберта. И все же до конца XIX века молодые в большинстве европейских стран венчались в одежде, характерной для их местности и сословия. Порой, жених и невеста даже не выделялись нарядами среди гостей, полагая, что это может послужить защитой от злых духов и сглаза.
Постепенно в мужских и женских нарядах стали преобладать черный и белый цвета. Для становившегося все более популярным белого были свои исключения - белый наряд считался совершенно кощунственным, если брак для невесты был не первым. Кстати, белый в мусульманских странах до сих пор рассматривают как цвет траура, в Японии он ассоциируется как со свадьбой, так и с трауром. В патриархальной России этот цвет также символизировал смерть - "умирание девичьей жизни" и уход невесты в род жениха.
Венок - главный свадебный аксессуар невест всего мира - олицетворяет солнце (круг жизни) , целомудрие и непрерывность рода. Почему же мы говорим "идти под венец"? Да потому, что встать под свадебный венок означало проститься с девичеством. Плетение венка из живых полевых цветов было настоящим ритуалом, сопровождавшимся грустными песнопениями. Белые свадебные кокошники (помните Царевну Лебедь из пушкинской сказки? ) густо расшивались жемчугом, что гарантировало молодым продолжение рода. Если говорить о более интимных аксессуарах, то, к примеру, английская невеста должна была непременно надеть белые чулки. К тому же считалось, что если она не сложит их в брачную ночь возле кровати крест- накрест, то жизнь у молодых не заладится.
ОКСАНА РАДУГА
По материалам журнала ELLE
И ещё:
До Екатерины Второй цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции
Женские украшения Древней Руси?
Мы мало знаем о названиях древнерусских украшений по письменным источникам. К общеславянским
подробнее...