зыряне это



Народ коми

Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны

Кто такие зыряне? и получил лучший ответ

Ответ от Евгения[эксперт]
— народ финского или уральского класса туранского семейства, обитающий в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, З. очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков. Таково мнение Кеппена, Видемана, Шегрена, Макса Мюллера, Савваитова и Рогова, подтверждаемое и новейшими исследователями И. Н. Смирновым и Г. С. Лыткиным. З. и пермяки долгое время слыли под одним именем пермян и пермичей, что видно из Епифаниева жития св. Стефана Пермского (в XIV в. ) и из многих грамот московского периода. Историю З. , особенно в ее древнейшем периоде, И. Н. Смирнов не находит возможным отделять от истории пермяков. Происхождение названий: пермь и зыряне обращает на себя особенное внимание ученых. Савельев и Савваитов производят слово пермь от финского pere ä maa — задняя сторона, или зырянского perjema — унаследованная земля; пермяцкое р ää rma — однозначащее с зырянским syri à, syrja — украйна; следовательно пермяки и З. — слова однозначащие. З. и пермяки сами себя называют "коми", при чем З. говорят "коми-войтыр" о целом народе и "коми-морт" об отдельном лице. Г. С. Лыткин, придавая слову пермь лишь значение местности, обитаемой народом, совершенно отделяет от него слово З. Основываясь на перечислении народов, упоминаемых Епифанием в житии св. Стефана Пермского, в том числе сырьян, или серьян, Лыткин в этих последних усматривает З. Серьяне, по его мнению — русское слово от осеренить, серень, в смысле оттепели, соответств. зырянскому слову сыл; отсюда сыктыл-ва (талая река) — зырянское название р. Сысолы. Епископ Стефан буквально перевел сыкты-тас - сысольцы, сысоляне — русским словом серьяне, сырьяне, В 1570 годах слово сырьяне, т. е. сысоляне, измененное в З. (по созвучию со словом зырны — теснить) , заменяет прежнее слово пермяне. Опровергая мнения Савельева и Савваитова, Лыткин не упомянул о замечании Кл. Попова, который в производстве слова З. от сырьяне видел, между прочим, то затруднение, что приведенные в одной рукописи алфавиты пермского и сырьянского яз. существенно разнятся между собою, а это препятствует считать пермян и З. одним народом [К. Попов считает слово З. русским — от зыря, зырить, вызырить — много пить. Он же приводит мнение Кичина, производящего слово З. от "сур", любимый зырянский напиток, и ряд других объяснений, предлагаемых различными авторами.]. С толкованием Лыткина не соглашается и Смирнов, указывая, между прочим, на то, что независимо от св. Стефана и гораздо раньше 1570 г. в актах, касающихся Вятского края, упоминается Сырьянская волость в Слободском уезде. Таким образом, вопрос о происхождении слова З. нужно, по-видимому, считать еще открытым. Шегрен считает З. за потомков Несторовой Печоры. Кл. Попов признает их потомками Чуди; к тому же склонны Дмитриев и Смирнов. Новгородцы уже в XI ст. брали дань с Печоры, следовательно, и со всех З. , находившихся на пути туда. В конце XIV в. среди З. утвердилось христианство, благодаря проповеди св. Стефана. С водворением христианства в том крае устанавливается духовная связь его с Москвой; влияние новгородцев падает, и вскоре страна переходит во власть московских великих князей. Область первоначального пребывания коми-пермян, по мнению Смирнова, была обширна: на В границей ее должна считаться р. Обь до Березова, на Ю — рр. Чусовая, Кама до Вятки, северные притоки Ветлуги, Кострома, Клязьма, Протва; на 3, С и СЗ — границы нынешних губ. Московской, Владимирской, Костромской, Вологодской до р. Вашки, отсюда до Цыльмы; на С — Цыльма, Печора и Уса, до поворота на С и оттуда к Обдорску. В XVII в. , по исследованию А. Дмитриева, З. жили в следующих областях: по среднему течению р. Печоры, входившей в состав Пустозерского уезда; к З. от Печоры они занимали нынешние уезды Яренский и Сольвычегодский, возникшие на месте Перми Вычегодской, которая, с древнейшей столицей ее, Иемдын, или Усть-Вым, к концу XVI века потеряла и полит

Ответ от P@N@K()T@[гуру]
Зыряне эт такая национальность!! ! У нас в Нежнивартовске их полно!!

Ответ от Любимая Ярослава[новичек]
если это не придуманное название, то однозначно название какого-то околославянского племени...думаю, кто-нибудь обязательно ответит точнее 🙂

Ответ от Елена[гуру]
Народ! Коми-зыряне. Относятся к финно-угорской языковой группе. Живут в Республике Коми. А пермяки это немного другой народ.

Ответ от Ётарый кот[гуру]
Теперь они называются коми-пермяки.

Ответ от АтоббуС аллА[гуру]
Коми
Ко́ми (уст. «зыря́не») — коренное население Республики Коми. Другие регионы проживания — Свердловская область; Мурманская область; Омская область; Тюменская область; Ненецкий автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Ханты-Мансийский автономный округ. Автоэтноним (самоназвание) — коми-морт, коми войтыр. Этнические и этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы - население верховьев Вашки и Мезени, низовьев Печоры - ижемцы, верховьев Лузы и Летки — прилузцы.

Ответ от Nikel[гуру]
Коми-зыряне – один из финно-угорских народов, проживающий в настоящее время в основном на севере-востоке Европейской части Российской Федерации. В 1897 г. на территории царской России проживало 153,6 тыс. человек коми национальности, из них 136,5 тыс. (88,9 %) жили на нынешней территории Республики Коми. За истекшие почти 100 лет численность лиц коми национальности более чем удвоилась и составила в 1989 году на территории СССР 345 тыс. коми, в РСФСР – 336 тыс., из них 291,5 тыс. (84,6 %) – в республике. На культуру и язык зырян известное влияние оказало население Великого Новгорода и Москвы. Так в лексиконе коми языка сохранились слова древнерусского происхождения, которых уже не встретить в современном русском языке. В отличие от народов Кавказа ассимиляционные процессы среди зырянского населения происходили постоянно.
Близкородственными коми-зырянам являются коми-пермяцкий и удмуртский народы. Зыряне – это устаревшее название коми народа. Уже в Степной книге (947 г.) говорится о древних коми-зырянах. Важным источником о предках коми-зырян является «Житие Стефана Пермского», написанное в конце 14 века его современником Епифанием Премудрым. В 1481 г. на большей части этой территории было проведено первое описание земель и населения, окончательно закрепившее их вхождение в состав Российского государства. Поэтому в официальном употреблении этноним «зыряне» появился только в 16 веке.

Ответ от Николай[гуру]
Как известно,
«зырянами» до революции и раньше называли жителей Коми края, а безбрежные
таежные просторы – место их обитания – часто именовались Зырянским краем.
Наличие коми топонимов, подобных Зырянке, далеко за пределами Коми края
свидетельствует о переселении его жителей в другие районы, освоении ими новых
территорий. Известный коми ученый этнограф Любомир Жеребцов в своей монографии
«Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами» одним из первых
исследовал передвижение предков коми на огромных территориях Евразии.
Своеобразным компасом на этом пути ему служили одноименные населенные пункты
Зырянка или Зыряновка, ареал распространения которых доходил чуть ли не до
побережья Тихого океана. Экспедиции в некоторые из этих районов, знакомство с
архивными источниками и жителями населенных пунктов тезок позволили ученому
сделать вывод: все они основаны выходцами из Коми края.
В этом году Котласский музей заключил договор с отделом археологии областного
краеведческого музея. Руководитель отдела Алексей Едовин вместе с сотрудниками
нашего музея Н. Николаевой и Д. Горынцевым в августе провели археологическую
разведку. И уже во время этих работ они обнаружили немаловажные для установления
истины вещественные доказательства - фрагменты керамики с финно-угорским
орнаментом, а также следы от землянок.
- Находки дают основание предположить, что здесь находилось финно-угорское
поселение. До славянской колонизации нашу территорию населяли финно-угорские
племена. А в 11-м веке сюда начинают переселяться новгородцы. В 13-м веке
началась колонизация северных земель выходцами из Ростово-Суздальского
княжества. То есть мы можем быть потомками финно-угров, новгородцев и выходцев
из Ростово-Суздальского княжества. На данный момент мы нашли финно-угорскую
керамику.
Найденное нами поселение находится в нескольких километрах от Котласа,
следовательно, древний Пырас не находился на территории современного города.
Почему мы думаем, что нашли именно Пырас? На сегодняшний день есть четыре
доказательства в пользу этого аргумента. Во-первых, финно-угорское поселение. И
публицистика 19-го века говорит о том, что действительно Пырас был зырянским
поселением, а зыряне - это финно-угры. Второе - устье Вычегды. Это действительно
устье Вычегды. Есть два топонимических доказательства в пользу того, что это
поселение - Пырас. Однако полностью прояснят картину будущие археологические
раскопки, - продолжает Наталия Ивановна.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто такие зыряне?
Коми-зыряне на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Коми-зыряне
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*