Агитационный фарфор это
Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое
Что такое агитационный фарфор? и получил лучший ответ
Ответ от Twilight[гуру]
Агитационный фарфор” сейчас очень популярен среди коллекционеров. Однако, коротко напомню историю появления этого, своего рода, феномена, не имеющего аналогов в мировом искусстве. Разве что можно провести лёгкую параллель с французскими фаянсовыми изделиями, выпускавшимися во время буржуазной революции 1789 года, на которых в карикатурной форме стали изображать символы трёх сословий, прославленного Мирабо, бдительного галльского петуха, сидящего на пушке и других сюжетов “на злобу дня”... А когда стала сказываться усталость от нескончаемых войн, появилось изображение ”Тихой пристани” с надписью “стремлюсь сюда”.Со значительной натяжкой к агитационным можно присовокупить русский фарфор и стекло, выпускавшиеся в России по следам Отечественной войны 1812 года, с воспроизведением карикатур И. Теребенева на французскую армию и графических листов с портретами российских героев. Впоследствии, “главный” фарфоровый завод России – Императорский фарфоровый завод перестал заниматься какими-либо активными творческими изысканиями в области фарфорового искусства, полностью сосредоточившись на заказах для императорской семьи. Фарфор последних лет выпуска – академичен и строг, технически совершенен, но – “это не более чем попытка подражать западному фарфоровому искусству” (А. К. Лансере, 1974, с. 6). Тем не менее, эти работы (а особенно поздние сервизы и зефирные фигурки предреволюционного времени) очень ценятся на международном рынке антиквариата. После провала на Международной выставке в Париже в 1900-ом году, когда российский фарфор был публично осуждён за подражательство, художники известной группы “Мир Искусства” попытались хоть как-то повлиять на политику ИФЗ, но безуспешно – т. к. на рубеже XIX-XX веков и в предреволюционные годы деятельность завода была замкнута узким кругом интересов его хозяев – одной семьи – царской фамилии, то и заказы шли в основном в одном стиле.
Изделия, выпускавшиеся ИФЗ в период Временного правительства были маркированы особой отметкой – в виде тёмно-зелёного двуглавого орла в круге с датой “1917”. Предметов этого периода было выпущено очень небольшое количество, и их стоимость, как предметов искусства и коллекционная привлекательность несомненна. Последнее упоминание об Императорском Фарфоровом Заводе (ИФЗ) поместила газета “Свет” 17 февраля 1917 года. В следующий раз мы слышим о ИФЗ уже как о Государственном фарфоровом заводе, и с декабря 1917 года, когда завод ещё не был определён в новую систему управления, по приказу народного комиссара труда, завод, работавший на нужды войны с февраля 1917, возобновлял производство фарфора. Именно в это время осуществлялась в связи с сокращением военных заказов так называемая “демобилизация промышленности”, и завод окрестили “испытательной керамической лабораторией республиканского значения” (Е. Я. Данько, 1917-1937, с. 23). И в марте 1918 года решением Коллегии Отдела изобразительных искусств завод был передан в ведение Народного Комиссариата. С этого времени предприятие стало именоваться Государственным фарфоровым заводом в Петрограде.
Главной задачей ГФЗ того времени было “помочь преобразить обстановку жизни людей”. Пересоздавать окружающие вещи должна была художественная промышленность, поэтому её организации и уделяли такое большое внимание. Второй не менее важной задачей – была идейная сущность вышеописанной реорганизации. Тоесть, агитационным фарфором надеялись убить сразу трёх зайцев: 1) преобразить жилище рабочего, 2) сделать из жилища – очередной памятник системе и, 3) может даже приучить рабочего есть с таких тарелок.
“Искусство есть колоссальной силы воспитательное средство. Это есть, быть может, самая могучая форма агитации, какая когда-либо существовала”, - писал А. В. Луначарский (А. В. Луначарский, 1971, с. 89).
Положение завода стало постепенно улучшаться с марта 1918 года, когда Наркомпрос стал оказывать заводу поддержку, почти невероятную в условиях гражданской войны и разрухи. Нашли возможно
Источник:
Если я не ошибаюсь, где-то в 30-е годы прошлого века выпускался фарфор с партийной и советской символикой. Он и есть агитационный фарфор
Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX в. в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта.
Для англоязычного населения Земли фарфор и Китай -- близнецы-братья, их обозначает одно и тоже слово -- "china". Китайцы изобрели состав твердого фарфора ещё приблизительно в VI веке, т. е. за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. Долгое время, наряду с производством шёлка, фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор -- смерть. Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли "подражанием нефриту". "Китайский секрет" был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы "фарфорового камня" -- горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка "фарфорового камня" (пе-тун-тсе) и каолина, придававшего изделию белизну. Каолин имелся в избытке в той же провинции. Массу "вылеживали" не один десяток лет, чтобы они приобрела пластичность. Глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности, получая особый, матовый блеск.
Советский агитационный фарфор
Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы не расписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ", "Земля трудящимся! ", "Кто не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение "Мир искусства" и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре. Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники -- П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка. Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни -- матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего "Интернационал". На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: "На помощь голодающему населению Поволжья! ", "Голод", "Голодному". Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров. На протяжении многих десятилетий фарфор стал неотъемлемой частью нашего быта, но мало кто знает как делают фарфор. Фарфор относится к классу тонкокерамических изделий с белым, иногда искусственно окрашенным, плотным, спекшемся, раковистым и блестящим в изломе, просвечивающим керамическим материалом, к
Фарфор — благороднейший и наиболее совершенный вид керамики.
Родиной фарфора является Китай, где он был известен уже в 220 году до н. э.
Оттуда он был завезен португальскими купцами в Европу.
Но китайские императоры некоторое время оставались «эксклюзивными дистрибьюторами» фарфоровой посуды.
Технологии изготовления фарфора китайцами тщательно оберегались. Известно было лишь то, что речь идет о сложном процессе.
Достаточно сказать, что для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, шедшая на изготовление изделий с очень тонкими стенками (знаменитого фарфора «яичной скорлупы» ) выдерживалась в закрытом состоянии в земле по сто лет.
Лишь после долгих опытов и всевозможных исследований жителям Европы удалось самостоятельно «открыть» фарфор.
Рецептуру европейского фарфора разработал в 1703 году немецкий физик Эренфрид Чирнгауз.
Специалисты утверждают, что в Украине поливные керамические изделия и изделия, украшенные цветными эмалями, изготовлялись в Киеве еще в X — XIII веках.
Лишь в XVIII веке выпуск фарфоровых изделий начался в России.
Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 года — Императорский фарфоровый завод, а сейчас — фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова) была основана Елизаветой Петровной после того, как Дмитрий Виноградов раскрыл секрет производства фарфоровой массы.
Вначале Императорский фарфоровый завод выпускал лишь парадные сервизы. Это была посуда неизменно высокого качества, на которой менялся (со сменой самодержца) только императорский вензель.
Позже появился новый вид декоративно-прикладного искусства — малая фарфоровая пластика. Первые куклы с восковыми личиками и пышными париками были изготовлены в Англии, Франции и Германии. Они быстро стали желанным украшением кабинетов, горок и парадных столов. Освоили производство таких кукол и наши мастера (позже, во время революции, фарфоровые красавицы были отменены как пережитки буржуазного прошлого). Тем более, что частных фарфоровых заводов в стране открылось множество. Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году.
Но во второй половине XIX века около двадцати крупнейших фарфоро-фаянсовых заводов скупил фабрикант Матвей Кузнецов. Его концерн стал крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса и майолики на российском рынке. Ставку здесь сделали на массовую посуду. При этом для крестьян выпускалась относительно дешевая неброская посуда с традиционным фольклорным орнаментом, а для горожан — упрощенный вариант дорогих «дворянских» сервизов. Отметим, что кузнецовский фарфор и за рубежом успешно конкурировал с западноевропейскими марками.
В первые годы Страны Советов художники, работавшие на фарфоровых и керамических предприятиях, активно включились в создание новой пролетарской культуры.
Рожденный Октябрьской революцией советский агитационный фарфор был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.
Фарфор украсил неприхотливый быт советских людей. Образцы советского фарфора на бывшем Императорском заводе разрабатывали такие мастера, как Петров-Водкин, Кустодиев, Малевич, Кандинский... А вот судьба кузнецовских заводов оказалась печальной. Там пришлось делать посуду, которая хорошо смотрелась разве что на коммунальной кухне. Так появились фарфоровые фигурки рабфаковцев, кузнецов, гармонистов... Вроде как здесь собирались массово выпускать доступный широким народным массам «агитационный» фарфор.
На практике тарелки, пестрящие портретами народных вождей и агитирующие за власть Советов, имели тиражи не более 300 экземпляров, и предназначались они для экспонирования на зарубежных выставках, где привлекали внимание не масс, а западных коллекционеров.. .
После войны фарфоровые заводы нашей страны продолжили выпуск посуды среднего качества, а вот доминировавшая в 30-е годы «тоталитарная» по своей типовой тематике мелкая фарфоровая пластика практически исчезла.
Зато появились гигантские тиражи балеринок, детишек, зверюшек.. .
Чей кувшичник? Покажите еще.
Илья Чашник - супрематический фарфор
#yahrefs259914#
#yaimg115557#
подробнее...
Музей фарфора в кусково
Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в. "
Телефон: (495) 370-0160,
подробнее...