Автор MashyliK задал вопрос в разделе Образование
Срочно нужен анализ любого стихотворения Жуковского (кроме стихотворения Цветок) и получил лучший ответ
Ответ от Говорящая с Ветром[гуру]
Анализ стихотворения В. А. Жуковского Море
Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою.
Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую — беспокойное. Оно — как человек, как сам поэт.
...Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?. .
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное направление — романтизм. Он пришел на смену классицизму и оформился в двух главных течениях — психологическом и гражданском. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
Заслуга В. А. Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. После Жуковского любое переживание, будь то тоска или печаль, гражданское или патриотическое чувство, утратило риторическое, абстрактное (и потому холодное) выражение и приобрело задушевность и трогательность.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Единство авторского сознания и отображенной в лирике романтической личности — вот то новое, что внес Жуковский в романтизм в частности и в поэзию вообще. Это повлекло за собой единство стиля и тона, которое достигалось в результате прямого, непосредственного воссоздания душевных переживаний личности. Своими элегиями Жуковский вдохнул в русскую поэзию новое содержание и преобразовал ее строй. В элегии "Море" содержание грустно не потому, что так велят "правила" искусства, а вследствие сложившегося у поэта понимания жизни. Так была поколеблена принудительная связь между жанром и лирической эмоцией. Это привело к тому, что личность в поэзии уже не делилась на разные сферы — интимную, гражданскую, а предстала единой, внутренне многосложной и многогранной, прекрасной и возвышенной. Действительность отныне просматривалась через душевный строй человека, через его индивидуальные, неповторимо-своеобразные, самобытные переживания.
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.. .
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны.. .
Литературный критик В. И. Коровин в своей статье "От Державина до Тютчева" писал: "Элегическая эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы — противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные — неудовлетворенность насущной действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем) , и психологические — желание передать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, родственным ей душам".
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В. А. Жуковский придал элегической грусти всепроникающий и всеохватывающий характер. Элегическое настроение — это господствующая тональность его лирики. Элегия - песня всей человеческой жизни, выражающая глубокое и неискоренимое разочарование в действительности.
Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: «листок уединенный» , «от дружной ветки отлученный» , «по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок» , но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, «куда на свете все стремится» .
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: «о» , «у» , «а» . Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.
ветка палестины Анализ
Содержание стихотворения в сопоставлении с контекстом жизни Лермонтова заставляет предположить, что
подробнее...