словообразование в русском языке
Автор КРИСТИНОЧКА*) задал вопрос в разделе Лингвистика
что такое словообразование?? можно определение пообъемней)) и получил лучший ответ
Ответ от NINA[гуру]
В русском языке существуют слова, которые имеют первичный характер, т. е. не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной: сер-ый, черн-ый, гор-а, вод-а.
К непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (приставки и суффиксы) , в результате чего появляются новые слова с производной основой. Например: к непроизводной основе сер- может присоединиться суффикс -ость и образовать новое слово с производной основой серость; к непроизводной основе гор- могут присоединиться одновременно приставка при- и суффикс -ок, вследствие чего появляется новое слово с производной основой ярмарок: и т. д.
Присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов составляет главное содержание русского словообразования.
Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой, оно определяет законы и типы образования слов в русском языке
Источник: Русский язык))
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Одновременно термин употребляется по отношению к разделу лингвистики, изучающему этот процесс, специальные средства, в нем задействованные, а также слова, возникшие в результате словообразования в первом значении, с точки зрения их формального и содержательного строения.
Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т. д.) , словосложение, конверсия и некоторые др.
Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.
Так, русское слово зонтик с синхронной точки зрения является производным от слова зонт. Оно образовано с помощью присоединения к последнему суффикса -ик со значением уменьшительности. Однако реальная историческая последовательность появления этих слов в русском языке иная. Сначала из нидерландского языка было заимствовано слово зонтик (нидерл. zonnedek). Затем произошло переразложение, т. е. перемещение границы морфем внутри слова (в данном случае – ее возникновение). Заключительная часть корня -ик под влиянием аналогии (домик, столик и т. д. ) стала восприниматься как самостоятельная морфема – уменьшительный суффикс. Вследствие этого возникло слово без уменьшительного суффикса – зонт. Таким образом, с синхронной точки зрения, можно говорить о следующем направлении словообразования: зонт ® зонтик, а с диахронной – об обратном: зонтик ® зонт.
Наряду с возникновением и перемещением морфемных границ существует и противоположный процесс утрачивания, который называется опрощением. Так, с исторической точки зрения, глагол забыть является производным от глагола быть, однако с синхронной точки зрения это не так. В современном русском языке эти слова вообще не воспринимаются как однокоренные, а основа глагола забыть не членится на корень и приставку.
Основным понятием словообразования является словообразовательная мотивация. В синхронном словообразовании оно обозначает отношение, связывающее мотивирующее слово с производным (дериватом). Производное слово, как правило, сложнее мотивирующего и формально, и семантически. Так, глагол пересчитать является производным от глагола считать, поскольку образован от него путем присоединения приставки пере-. Он сложнее как формально, поскольку в его составе присутствует соответствующий звуковой (или буквенный) сегмент пере-, так и семантически, поскольку в толковании глагола пересчитать должна быть отсылка к глаголу считать.
Однако в некоторых случаях отношения формальной и семантической производности не совпадают. Так, глагол радовать формально проще глагола радоваться (радовать + ся ® радоваться) , а семантически сложнее, поскольку в его толковании должна быть отсылка к последнему: радовать кого-либо значит «делать так, чтобы кто-либо радовался» .
Пара слов, связанных отношением мотивации, является элементарной единицей словообразовательного анализа, так называемым «словообразовательным шагом». Ряд последовательно связанных между собой пар составляет словообразовательную цепочку: учить ® учитель ® учительствовать. Существительное учитель, занимающее срединное место в этой цепочке, оказывается производным по отношению к одному глаголу (учить) и мотивирующим по отношению к другому (учительствовать). Движение по
образование новых слов с помощью приставок и суффиксов
на-став -н-ик
под-зем-ел-ь-е
Образования новых слов, с помощью суффиксов, приставок....
мамба карямба
Словообразование ? это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.