Автор Ђатьяна Телесницкая задал вопрос в разделе Образование
Подскажите, пожайлуйста, как сделать лингвистический анализ стихотворения А и получил лучший ответ
Ответ от Ўлия Бужинская[эксперт]
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН лингвистического анализа стихотворного текста
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.) ?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты. )
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций) , определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую) .
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.) ;
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.) ;
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.) ;
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова) ;
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т. д.) , определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр. , какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.) , определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Желаю удачи и творческих успехов
п
хз
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т. д.), определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Подскажите, что такое этюд?
в театральной педагогике - упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники.
подробнее...
Что такое синквейн?
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в
подробнее...
что такое эпитеты?
Эпитет — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность.
подробнее...
Помогите с анализом стихотворения Блока
“О, весна без конца и без краю... ”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем
подробнее...
Помогите написать анализ стихотворения К. Бальмонт "Колодец"
К. Д. Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье.
подробнее...
Лирический анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева "С поляны коршун поднялся... "
1.Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед
подробнее...
Ребята помогите найти Анилиз стихотворения "Ленинград" Мандельштама... (кто чем может)
Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где он состоялся как человек и
подробнее...
Нужен анализ стихотворения Бальмонта, пожалуйста, очень срочно!!!
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я
подробнее...
Сравнить стихотворения Валерик и Бородино
«ВАЛЕРИК» («Я к вам пишу случайно; право») , стих. позднего Л. (1840); основная часть представляет
подробнее...
Почему Лермонтов называет свою любовь "странной"? В стихотворении Родина
32. «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
Одно из значительнейших
подробнее...
анализ стихотворения Фета "на заре ты её не буди"
Ответы на вопросы поищите здесь:
Стихотворение «На заре ты ее не буди... » овеяно чистой,
подробнее...
анализ языка стихотворения Э. Багрицкого "О Пушкине"
БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ
Александр ФИНКЕЛЬ
Опыт лингвистического анализа
подробнее...
Помогите написать анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Дума"
Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и
подробнее...
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Нет, я не Байрон"
Лермонтов был фаталистом, т. е, верил в уже заранее уготованную ему судьбу, притом в трагическую.
подробнее...
Анализ стихотворения Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива... "
Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, - пронизанной безысходной
подробнее...