Нартские сказания
Автор Ёаша Балсукова задал вопрос в разделе Школы
когда появился нартский эпос? я учусь в школе, и никак не могу найти ответ на задание учителя. прошу, помогите! и получил лучший ответ
Ответ от Иллюзия(Лиза)[гуру]
Нартский эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов) . Существует прежде всего у абхазо-адыгских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII вв. до н. э. , а в XIII—XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Происхождение слова нарт объясняют по-разному: от иранского слова нар (мужчина) , осетинского «нэе арт» (наш огонь) , древнеиндийского корня нрт (плясать) , монгольского корня пара — солнце. Слово нарт образовано из этого слова с добавлением суффикса «-т» , который является указателем множественного числа существительных в осетинском языке.
Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпической поэзии.
В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Еще в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне: Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. ..Спи, мое счастье, храбрый мой львенок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского.. .
Бадыноко прежде всего — защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» — извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим все живое» . В эпосе подчеркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.
При всей суровости Бадыноко в нем живет любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку.
Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Казн Атажу-кин, который в 1864 г. составил на русской графической основе кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний нартов.
***
Нартский эпос — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Нартский_эпос
Источник:
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8–7 вв. до нашей эры, а в 13–14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Мацеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.
В. О. Миллеру и Ж. Демюзилю путем вычленения древнейших пластов эпоса и последующего лингвистического и историко-культурного анализа удалось показать, что у истоков его были, по-видимому, племена североиранских скифо-сарматов и аланов, населявшие территорию нынешнего юга России в I тысячелетии до нашей эры, а также племена, создавшие кобанскую культуру Центрального Кавказа (бронзовый век). Детали, характеризующие быт этих племен, описание которых можно найти у историков и географов древности, встречаются в нартских преданиях либо в художественно переработанном, либо почти в том же виде, в каком были зафиксированы еще римлянами и греками. Даже имена старейших героев сказаний (Уаерхаег, Ахсартаег, Уырызмаег, Сырдон) имеют иранское происхождение. Исследователи указывают на ряд сюжетных параллелей между нартским эпосом и кельтскими и скандинавскими легендами.
Позднее, в 13–14 вв. , эпос испытал значительное влияние татаро-монгольской культуры. Имена Батрадз, Хамыц, Сослан, Елтаган, Сайнаг, Маргудз имеют монгольское и тюркское происхождение. Однако, как отмечает В. И. Абаев, несмотря на тюркское происхождение имен некоторых героев, а также отдельные совпадения в сюжетах и мотивах, сказания, относящиеся ко второму пласту эпоса, абсолютно оригинальны.
Относительно происхождения слова «нарт» ученые не пришли к единому мнению; часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина) , осетинским «нае арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню «нара» – солнце (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Слово «нарт» образовано из этого слова с добавлением суффикса «-т» , который является указателем множественного числа существительных в осетинском языке. По тому же принципу до сих пор образуются осетинские фамилии.
Осетины исторически - что за нация? Родственны ли грузинам?
Поселения осетин складывались на протяжении многих веков. От позднего средневековья в горах
подробнее...
особенности культуры на кубани кратко
В силу особенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уникальным
подробнее...
В нартском эпосе ОН. - небожитель, отец Сатаны. ..изображается на белом коне, в белой бурке .У каких народов и кто ОН
Уастырджи.
Особое место в религиозных верованиях осетин занимает культ Уастырджи. Уастырджи
подробнее...
Эпос в литературе
Эпос
(греч. éżpos — слово, повествование, рассказ) ,
1) род литературный,
подробнее...
что такое нарты
Узкие длинные сани, для катания с запряжёнными
подробнее...
А сатана женского рода бывает?
Да, безусловно. Основные названия – Сатанесса, Демонесса.
Основные признаки:
подробнее...