Автор Мария Мельникова задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи
назовите основные черты европейской культуры в средние века и получил лучший ответ
Ответ от Елена Новиченко[гуру]
Хронологические рамки средних веков точно не определены. В основном принято считать, что средневековье охватывает период истории, следующий за историей древнего мира, - с конца V века до середины XVII века. В этот период произошло зарождение, развитие и разложение феодализма в Западной Европе. Что же было характерно для культуры средневековой Европы?
1. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV веке становится государственной религией в Риме.
2. Появление городов, связанное с развитием рыночных отношений, развитием ремесел. С XI века возникают города на территории Англии, Германии, Нидерландов, во Фландрии, с XII века – в Скандинавских странах и Ирландии. Города считались крупными, если в них проживало 20 тыс. человек. Горожане состояли из чернорабочих, возчиков, трактирщиков, поденщиков, купечества и духовенства.
3. В XIII веке в некоторых городах Западной Европы стали открываться университеты. В 1200 году был основан Парижский университет. В XIII веке – Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неополитанский – в Италии. В XIV веке основаны университеты в Чехии, Польше, Германии. В конце XV века в Европе насчитывалось 65 университов, преподавание в которых велось на латыни. Появляется светское образование.
4. Схоластика – это соединение религиозной философии и логики. Схоласты выступали за гармонию веры и разума. Крупные схоласты средневековья: Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий и Фома Аквинский. Последний сформулировал 5 доказательств бытия бога. В конце XIX в. католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
5. Алхимия и мистика получили мощное развитие именно в этот период. Вечной целью алхимиков оставалось нахождение философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя. Эти бесконечные, нередко опасные опыты в итоге привели к появлению в XVIII в. науки химии.
6. К XII в. в европейском обществе сложился образ благородного рыцаря. Появляется один из новых жанров куртуазной или придворной литературы – рыцарский роман, яркими образцами которого являются «Тристан и Изольда», «Роман о Розе», «Дон Кихот», «Песнь о Роланде». Рыцарские романы были весьма популярны, они воспитывали уважение к долгу, чести и человеческой чувственности.
7. В V-VIII вв. влияние церкви на мировоззрение особенно сильно. Значительно позже оно стало ослабевать, появляются академическое образование и философское свободомыслие, появляются ереси. Ереси – это отклонение от официальной христианской догматики и культа, они носили антицерковный характер и становятся массовыми с появлением городов. В XIII в. появляется инквизиция (церковный суд) – самостоятельное учреждение под властью главы католической церкви – папы. Инквизиция с помощью пыток, запугивания вырывала у жертв признание вины.
8. Крестовые походы продолжались в течение двух столетий (1096-1270 гг.). В этих походах участвовали феодалы и рыцарство, духовенство и крестьяне. Крестовые походы принесли много бедствий странам Востока и Запада. При этом они повлияли на развитие торговли, ремесел, распространение духовного влияния Востока, а также на характер европейской культуры, появилась склонность к странствиям, к открытиям.
В культуре средневековой Европы отметим следующие достижения:
• появление новых форм живописи – монументальная храмовая живопись, мозаика, фрески, книжные миниатюры;
• активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Эти легенды исполняли певцы-музыканты (Англия, Скандинавия);
• значительное явление во французской литературе XII-XIII вв. - поэзия вагантов – странствующих поэтов;
продолжение [ссылка появится после проверки модератором]
Особенности европейской культурыГеографические границы Европы определить просто, однако что касается определения ее духовных границ, то тут возникают сложности. Культура Северной Америки, например, без сомнения европейская, хотя и лежит вне географических пределов Европы. И вместе с тем мы должны признать: если географические границы Европы при всей их "материальности" условны, то духовные особенности европейской культуры безусловны и определенны. Прежде всего культура Европы- личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности. Европейская культура это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера. Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы. Все три принципа европейской культуры - ее личностный характер, ее универсализм и ее свобода - немыслимы друг без друга. Стоит отнять одно, как разрушаются две оставшиеся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм. Основа личности - свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Личность вырастает только при существовании обратной связи с другими личностями. Общество только тогда общество, а не толпа, не "население" когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу - "для чего-то" - для самореализации в первую очередь. Необходима терпимость, иначе невозможно существование общества без на-силия и может существовать только общество без личностен, общество чиновников, рабов, поведение которых регулируется только страхом наказания. Однако и одной терпимости недостаточно. Необходимо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в духовную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание духовной жизни другого, признание за ней некоей правды, хотя бы и неполной. Итак, три основания культуры Европы: личностность, универсализм и свобода. Без одного из этих основании не могут существовать два других, но н полное осуществление одного из них требует реализации двух других. Основа же европейской культуры - христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог личность. Три основания европейской культуры очевидным образом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества - как ныне существующие, так и ранее существовавшие. Периодизация культуры Европы Культура Европы подразделяется на ряд исторических этапов: культура эпохи античности, культура средневековья, культура возрождения, культура нового времени, культура ХХ столетия. Современная культура Европы Во второй половине ХХ столетия возникло такое новое понятия как массовая культура - характерное явление ХХ в, вызванное массовым производством и массовым потреблением. Охватила все сферы жизни и с наибольшей полнотой проявилась в молодежной субкультуре (рок-музыка). Заметно усилилась с развитием средств массовой информации, всеобщей грамотности и информационных технологий. Новые направления в современной культуре: Модернизм ( с явным влиянием экзистенциализма) – произведения
Назовите этапы европейской средневековой истории?
В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья.
подробнее...
Литература Средневековья. Основные жанры
Стих и проза :), например,
Словесность раннего Средневековья:
Памятники устного
подробнее...
Где и когда появилась гравюра? (Вопрос навеян)
Возникновение Гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография — с
подробнее...
особенности монументальной живописи?
Монумента́льная жи́вопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных
подробнее...
понятие и виды манархии?
Монархия (лат. monarchia от др. -греч. μοναρχία —
подробнее...
НУЖНО ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ ИЗМЕНЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 18 ВЕКА ОЧЕНЬ СРОЧНО
При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования. Раньше преобладало
подробнее...
кто такие, осетины?
Они же Нарты, Скифы и Аланы. (Я родом из Владикавказа)
Появившиеся во второй половине XYIII
подробнее...
почему Россия относится к странам второго эшелона?
Россия — второй эшелон мировой модернизации
Как уже говорилось раньше, ко второму
подробнее...
чичиков беда или надежда россии
Чичиков, несомненно, "герой своего времени". Гоголь рисует предпринимателя, "живчика", всегда
подробнее...
Старорусская музыка. Чем древнерусская музыка отличается от современной?
"Древнерусская музыка - глубоко самобытное явление. Заимствованная вместе с религией,
подробнее...
Чем можно объяснить широкое применение витражей в готических соборах?
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра,
подробнее...
Кто такие трубадуры? История их появления?
Трубадуры (фр. troubadoures, от прованс. trobador, от trobar — находить, слагать стихи) ,
подробнее...
вопрос по истории: никак не могу найти - какие есть типы цивилизаций?
Цивилизационный подход заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой
подробнее...
Что такое фарс?
Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом
подробнее...
Восточные Славяне в древности: происхождение, хозяйство, социальный строй, культура, религия ?.
Восточные славяне в древности
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к
подробнее...