Бердяев философия
Автор Наташа Иванова задал вопрос в разделе Философия
Помогите с Бердяевым! Кто разбирается в его философии... и получил лучший ответ
Ответ от Валерий Сороколет[гуру]
По признанию самого Н. Бердяева, основная тема его жизни-тема о творчестве, о творческом призвании человека. (Н. Бердяев "Самопознание".).По Бердяеву "...Переживание греховност, понятое, как единственное и всеобъемлющее начало духовной жизни, не может привести к творческому подъему и озарению, оно должно перейти в другое переживание, чтобы произошло возрождение жизни... "Бердяева всегда беспокоил один вопрос-как преодолеть подавленность и перейти к подъему? Для философа творчество человека-это не есть требование человека и право его, это есть требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта, как ответа человека на творческий акт Бога. Идея Бога есть величайшая идея человеческая идея. Идея человека-есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. ЕЩЕ?
В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, потому как оно принадлежит к двум мирам—природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, это — часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность—это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности — в ее абсолютной незаменимости, в ее одно кратности и несравнимости. Личность признана совершать самобытные, оригинальные творческие акты.
Согласно Бердяеву, есть два противопожных пути преодоления человеком своей замкнутой на себе субъективности. Первый — раствориться в мире социальной обыденности приспособиться к нему. Это приводит к конформизму, отчуждению и эгоцентризму. Другой путь — выход из субъективности через трансцендирование, которое означает духовное озарение, переход к жизни в свободе, освобождение человека от плена у самого себя, экзистенциальную встречу с Богом. Нередко личность человека раздваивается. Бердяев приводит примеры из сочинений Толстого, Достоевского и других писателей, обращавших чуткость на двойную жизнь человека: внешнюю условную, исполненную лжи, неподлинную жизнь, приспособленную к обществу, государству, цивилизации, и внутреннюю, подлинную жизнь, в которой человек предстает перед глубинными первореальностями. "Когда князь Андрей смотрит на звездное небо, это более подлинная жизнь, чем когда он разговаривает в петербургском салоне". В духе известною высказывания Достоевского о нравственной цене слезинки ребенка Бердяев восклицает! весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человек", с единственной его судьбой.
Центральное место в познании духа Бердяев отводит этике. Он считает, что в истории человечества сложились два основных тин" этики: этика закона (в дохристианской и социально-обыденной формах) и этика искупления (христианская мораль). Этика законе организует жизнь человеческих масс, показывает господство общества над конкретной личностью, над внутренней индивидуальной жизнью человека. Парадокс в том, что за кон имеет и положительное роль, так как он не только калечит личную жизнь, но и охраняет ее. Этика Канта, по Бердяеву, есть законническая этика, потому что она интересуется общеобязательным нравственным законом, одинаковой у всех "природой" человека С проблемой свободы Бердяев связывал решение проблемы возникновения нового и процессе творчества. Всякое на самом деле новое в мире возникает лишь через творчество, т. е. посредством проявления свободы духа. Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы. Иными словами, оно означает прирост, прибавление, создание того, чего ещё не было в мире. Творчество предполагает небытие, подобно тому как у Гегеля становление предполагает небытие. Из бытия же (которое вторично по отношению к свободе и подвержено объективации) может быть только истечение и перераспределение элементов данного мира.
В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективнос
Антропософия- что за учение? Что она изучает?
АНТРОПОСОФИЯ (от греч. м’anJrwpoV — человек и мsoj‘ia — мудрость) КАК ИСТОЛКОВАТЕЛЬНИЦА БИБЛИИ. А.
подробнее...
Подскажите пожалуйста, чьё это высказывание - "Свобода есть право на неравенство"?
Николай Бердяев
ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА
ПИСЬМО СЕДЬМОЕ
О
подробнее...
Что сказали о культуре лучшие ее представители?
Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. (Фазиль
подробнее...
Как соотносятся между собой философия и наука
В самой философии появились два взгляда на характер такого взаимоотношения. Один – видеть в
подробнее...
пространственно-временной континуум в философии - определение
Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры:
исследовательский
подробнее...
Знаете ли вы смысл творчества Н.Бердяева? Смысл его философии свободы?
Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и
подробнее...
Скажите, пожалуйста кто самые известные российские философы и что они сделали?
Вот что мне нравится в нашей стране, так это то что здесь все знают Диму Белана или Татушек и никто
подробнее...