формы организации учебного процесса в школе
Автор КА-47 задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи
Понятие о формах организации образовательного процесса и получил лучший ответ
Ответ от Ђатьяна[гуру]
Применительно к обучению, форма — это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.
Урокявляется основной формой классно-урочной системы организации учебного процесса общеобразовательной школы всех трех уровней и представляет собой учебное взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний с одновременным контролем уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений. Он проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени (30-35 мин. в начальной школе и 45 мин. в школе основного и полного среднего образования).
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.
Из истории организационного оформления педагогических систем
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание - и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая дидактика".
Еще смотрите здесь:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/16.php
http://eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/11.shtml
http://www.libpsyx.ru/?Article=84
http://www.ict.edu.ru/ft/003625/2.html
Форма учебной работы - это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества, учащихся в учебной деятельности.
Ян Амос Коменский нам подарил основную форму - урок. На уроке могут быть разные формы организации тоже - семинар, лекция, дискуссия, практикум и проч.
Фронтальная, групповая и индивидуальная могут быть формы организации уч. процесса.
Консультации.
проблемы современной школы
В системе среднего образования России много проблем. И хорошо, что их стали интенсивно обсуждать.
подробнее...
Современный урок литературы: типы уроков, структура урока, основные виды учебной деятельности на уроке литературы.
Теоретические проблемы современной методической науки:
проблема чтения, восприятия
подробнее...
Цель и задачи физической культуры.
Цели и задачи предмета «Физическая культура»
Физическое воспитание – неотъемлемая
подробнее...
Со скольки лет берут в кадеты?
По плацу, спрятанному в живописном школьном дворике, резво, чеканя шаг, маршируют восьмиклассницы в
подробнее...
Что вы знаете о колледже 58 в Москве?
О колледже
Колледж был основан в 1997 г. как структурное подразделение Московского
подробнее...
Как узнать про свободные вакансии учителей в Москве?
Мда.... Современна система образования рулит. После таких вопросов хочется плакать.
1) Начнём
подробнее...
Как правильно написать самоанализ педагогической деятельности за последние 5 лет, чтобы пройти аттестацию на 1категорию?
Общая схема самоанализа на 1-ю категорию
1. Заявленная тема.
2. Цели и задачи
подробнее...
Кто такой завуч? Чем он занимается?
Заведующий учебной частью в школе, по сути-заместитель
подробнее...
Что такое "ПРОФИЛЬ образования" ?
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об
подробнее...
методика изучения нумерации чисел первого десятка?
1.Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. Развитие
подробнее...
Какие требования к кандидатуре зам директора по УВР?
Действительно, требуется стаж пять лет. Вот должностная инструкция зама по УВР, тут все ссылки на
подробнее...
Что такое урочная система? Просто урочная, а не классно-урочная...
Классно-урочную систему иногда проще называют классной.
Существует три (системы обучения): 1)
подробнее...
КАк перевести ребёнка на класс ниже?
зачем вам это вы сума сошли? Задай вопрос в категорию школы
Имеет ли право родитель перевести
подробнее...
Педагогика. С какими науками связана дидактика и почему?
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
подробнее...