гносеология это



Гносеология в философии это

Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Образование

гносеология - это... и получил лучший ответ

Ответ от Ѐуяткина Татьяна[гуру]
Ой. как все умно отвечают! Дальше некуда!
Гносеология - это просто теория познания. Т.е. та часть философии, которая изучает, что такое познание, каковы его законы. Вот и всё

Ответ от Женя кот[гуру]
Гносеология" - сугубо философская категория. Её название происходит от греческих слов: "γνωσεο"(гносео) - знаю ["γνωσισ"(гносис) - знания] и "λογοσ"(логос) - слово ["λογια" - учение, наука] и дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". В философской литературе, в том числе - в философских энциклопедиях и словарях выражения "Гносеология" переводится как "Теория познания". Наряду с этим для выражения этого же содержания в философской литературе применяется также слово "Эпистемология"

Ответ от Ленуська[гуру]
Энциклопедия «История философии»
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г. , а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции "сенсуализм - рационализм", а, затем, и "эмпиризм - рационализм" (17-18 вв.) . Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм) . Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму) . Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта) , либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг) . Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке тра

Ответ от Roman[гуру]

Ответ от NS[гуру]
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г. , а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции "сенсуализм - рационализм", а, затем, и "эмпиризм - рационализм" (17-18 вв.) . Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм) . Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму) . Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта) , либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг) . Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: гносеология - это...
спросили в Философия
Кто нибудь может ясно объяснить что такое ГНОСЕОЦЕНТРИЗМ как проблема метода научного познания?Очень важно!!!!
Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?
Вопросы:
подробнее...
спросили в Философия Проблема
что такое метод? почему проблема метода стала центральной в философии нового времени?
Проблема метода стала главной в философии Нового времени, потому что на первое место вышла
подробнее...
спросили в Embraer
Основные направления в гносеологии?
Общая (философская) гносеология исследует способы познания любого объекта. Частная (специальная)
подробнее...
спросили в Философия Идеализм
Подскажите где найти ответ на такой вопрос: Гносеологическая функция философии
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и
подробнее...
спросили в Философия
помогите с правовой гносеологией. Нужна информация о либертарно-юридической гносеологии
Либертарно-юридическая гносеология

В основе либертарно-юридической гносеологии лежит
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Философия Критика
За что русские философы критиковали этику Канта (на примере Соловьева) ?
В своем основном труде по нравственной философии, в отличие от более ранней работы «Критика
подробнее...
спросили в Философия
Так что же такое «гносеология культуры»?!
Концепция «гносеологии культуры», разработанная в трудах М. А. Розова (1930–2011), имеет
подробнее...
спросили в Философия Антрим
Что считал предметом философии Л. Фейербах?
Скорее всего материальный мир!! !

Цитата: "Философия есть наука действительности в ее
подробнее...
спросили в Философия
Как по-вашему, является ли математика разделом философии? Мнения просьба аргументировать.
Она ж для подсчета была придумана, а не для того чтоб головы морочить.

ЕСТЬ ЖЕ ЧЕТКОЕ
подробнее...

что такое философия?
Что такое философия

Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в
подробнее...
спросили в Даосизм
Тесты по философии для студентов
1. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума,
подробнее...

Философия. Соотношение философии и мифологии
Филоофия-это древнейшая сфера интеллектуальной деятельности, возникшая 2,5 тысячи лет назад. Она
подробнее...
спросили в Другое
Проблемы 20 века. Гносеология
Гносеология (близкое понятие - эпистемология) - теория познания в философии, изучает закономерности
подробнее...
спросили в Другое Вещи
Что есть "ВЕЩЬ В СЕБЕ"?
Видишь ли, на самом деле ты абсолютно не знаешь ни одного предмета - ты знаешь только ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
подробнее...
AC DC на Википедии
Посмотрите статью на википедии про AC DC
Философия права на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Философия права
Эпистемология на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эпистемология
Ю Жорж на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ю Жорж
Ю значения на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ю значения
Ю река на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ю река
Ю телеканал на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ю телеканал
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*