город спрут



Автор Алекс Привалов задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах

Кто дал впервые дал понятие город - спрут?.. и получил лучший ответ

Ответ от Ironie[гуру]
Достоевский.
Петербург - не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в какой-то степени, соучастник преступления.
Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставля¬ли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах» , в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоев¬ского, как и сам автор, сторонятся «пушкинских» парадных кварталов.
Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двой¬ственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным пло¬щадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с опи¬сания улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь... » «Нестерпимая вонь» и «страшная духота» постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследу¬ет героя и в его «каморке» , и на улицах, и в тех домах, «комнатах-кле¬тушках» , где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия.
Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значитель¬ное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют дове¬рительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры «петер¬бургских углов» имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые «гробы». Обста¬новка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описа¬ние петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев.
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - соз-дают общее впечатление города, ко¬торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмо-сферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления.
Есть и у Маяковского.
У Горького посмотрите:
Источник:
Ironie
Высший разум
(262682)
Да, в поэзии мне это известно. Почему то решила,
что о прозаиках речь.)
А у Гоголя не встречала, к сожалению.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто дал впервые дал понятие город - спрут?..
Старое Мелково на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Старое Мелково
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*