Гусли музыкальный инструмент
Автор Александр задал вопрос в разделе Искусство и Культура
Когда на Руси появились ГУСЛИ? и получил лучший ответ
Ответ от Алена[гуру]
Гусли, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая — шлемовидную форму и 10—30 струн такой же настройки. На крыловидных Гусли (их называют также звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. На Гусли аккомпанировали собственному пению, исполняли народные песни и танцы, играли соло и в ансамбле с др. инструментами. Гусли были одним из самых популярных инструментов в народном быту и исполнительской практике скоморохов. Наиболее ранние сведения о Гусли относятся к 6 в. Крыловидные Гусли пользовались распространением в сев. -зап. районах, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родственный инструмент под национальным названием — каннель (эстонские) , кокле (латышские) , канклес (литовские) , кантеле (карельские, финские) . Шлемовидные Гусли у русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. В конце 16 — начале 17 вв. появилась третья разновидность инструмента — прямоугольные (настольные) Гусли с корпусом продолговатой формы, внутри которого натянуто 50—60 струн первоначально диатонического, а затем хроматического строя. При игре струны защипывают пальцами обеих рук. Инструмент находил применение в городском и усадебном быту. На нём исполнялись обработки народных песен и танцев, инструментальные пьесы, отрывки из опер и т. д.
Гусли — музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка) .Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников) , и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.Традиционные русские гуслиДля клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle ('скрипка') y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.
в 18 веке
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения.
В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. первые упоминания о нём относятся к VI веку нашей эры, а само слово «гусли» впервые прозвучало в Новгородской «Первой летописи» в 1068 году. Это слово имеет несколько вариантов происхождения. Некоторые историки считают, что оно образовано от старославянского глагола «густи» (густы) , что означает гудеть на струнах. Другие связывают название инструмента со звучанием тетивы лука: в древности упругая струна лука называлась «гусла». Считается, что гусли – прямой потомок псалтири, струнного щипкового инструмента, с помощью которого прославляли Господа. Это изобретение царя Давида Псалмопевца имеет и другие названия: арфа, лира, цитра, лютня, невель, кинор, псалтирь.
Старинные гусли представляли собой деревянный плоский ящик с несколькими жильными струнами. Традиционно гусли делят на несколько типов.
В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве", миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможнопсалмопевца Давида) , играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые".А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.
...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово) , или, как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые - столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
Первые сведения о них относяться к 7 веку нашей эры
Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями — каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле — этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья. На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой — плектром, а на вторых — пальцами обеих рук. В конце XVI — начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые — прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн — с 5—9 до 13, создали ансамблевые гусли — пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.Щипковые гусли — усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем — струны, дающие недостающие хроматические звуки.Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева — Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей — демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли - многострунный щипковый русский народный инструмент. Щипковые инструменты гусельного типа имеют более чем тысячелетнюю историю. Первые сведения о щипковых инструментах исследователи относят ко II веку нашей эры. Еще у скифских племен существовал инструмент с пятью струнами так называемый "пятиструнник". В записях арабских путешественников и географов X-XI веков упоминается струнный инструмент с восемью струнами. В Древней Руси гусли - наиболее распространенный музыкальный инструмент. В произведениях устного эпического творчества (Былинах, сказаниях) его бытование связано с образами гусляров - "гудцов" Садко, Добрыни Никитича, певца-сказителя Бояна. О древнем происхождении инструмента свидетельствуют письменные и иконографические источники: фрески Софийского собора в Киеве, миниатюры древнерусских летописей, и особенно вещественные доказательства новгородских археологических раскопок XX столетия.Материалом для изготовления гуслей служила древесина березы, ели, рябины. Орнаменты на деке свидетельствуют о языческих представлениях мастеров. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры они свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды. На протяжении многих веков гусли совершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. По форме гусли существуют шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные.Гусли крыловидные (или звончатые) состоят из долбленого или клееного корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 8 металлических струн. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн; в XVIII веке уже от 5 до 14 струн и диапазоном от кварты до двух октав. Строй был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России - Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома. За последние два столетия фольклорно-этнографических экспедиций найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на гуслях.
Что известно об истории гуслей? Сколько лет этому музыкальному инструменту?
Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По
подробнее...
Что такое гусли?
Гусли — музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей
подробнее...
что такое гусли?
Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.
История
подробнее...
А как и где впервые появились гусли ?
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст
подробнее...
Какой музыкальный инструмент появился раньше всех остальных?
По Брокгаузу:
Иувал — в Библии сын потомка Каинова, Ламеха.
Прославился
подробнее...
История балалайки? Откуда родом этот музыкальный инструмент?
Балалайка - мусикийское орудие с ладами,
но большей части о двух струнах.
(Словарь
подробнее...
Русские народные музыкальные инструменты в сказках, преданиях, легендах?
Известно и то, что в благочестивой части нашего народа сложилась пословица: "Бог дал попа, а черт
подробнее...
Какое дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?
Вобщем-то мужыкальных инструментов, которые изготавляются из дерева много: струнные, духовые
подробнее...
загадки о русских народных музыкальных инструментах
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски
подробнее...