юродивая
Автор Александр СТРУЧКОВ задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Кто такой — Юродивый? и получил лучший ответ
Ответ от DSA[гуру]
Блаженный - нищий духом. Их Царствие Небесное
См. :
Юродивые на Руси
Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб. : Юна, 1999, с. 392-407.
В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Юродивый, с точки зрения пресловутого здравого смысла, - обыкновенный дурачок. Это заблуждение, о чем не уставало твердить православное богословие. Св. Димитрий Ростовский в своих Четьих Минеях (они были настольной книгой многих поколений русских интеллигентов - от Ломоносова до Льва Толстого) поясняет, что юродство - «самоизвольное мученичество» , маска, скрывающая добродетель. Богословие учит различать юродство природное и юродство добровольное, «Христа ради». Но, быть может, эти наставления следует зачислить по разряду демагогии? Она сопутствует всякому творчеству, в том числе и богословствованию. Это, конечно, печально, но так уж устроено человечество. Для проверки обратимся к фактам.
Среди деятелей раннего старообрядчества был юродивый Афанасий. Протопоп Аввакум так писал о нем, своем любимом ученике, земляке-нижегородце и духовном сыне: «До иночества бродил босиком и зиму и лето.. .Плакать зело же был охотник: и ходит и плачет. А с кем молыт, и у него слово тихо и гладко, яко плачет». Весной 1665 года, когда Аввакум сидел в ссылке на Мезени, когда стало ясно, что царь Алексей Михайлович к старой вере не воротится, - тогда московской общине ревнителей древлего благочестия потребовались новые вожди. Выбор пал на юродивого Афанасия. Постригшись в каком-то северном монастыре, он стал иноком Авраамием - и тотчас взялся за перо. Он писал и прозу, и стихи (а книжная поэзия была тогда в Москве внове). Он хранил нелегальную рукописную библиотеку и архив московских старообрядцев. Все это было отобрано в феврале 1670 года, когда бывшего
392
юродивого взяли под стражу. В заключении его держали строго, однако, по собственным его словам, «с караульщиками попризнался» и установил связи с единомышленниками. В тюрьме он ухитрился написать несколько сочинений, в частности знаменитую челобитную царю, непримиримый и резко обличительный тон которой решил его судьбу. В Великом посту 1672 года на Болотной площади - против Кремля за Москвой-рекой, куда выходил государев сад, где казнили еретиков и преступников и устраивали кулачные потехи, - он был сожжен (по русскому обычаю, в срубе без крыши: у нас заботились о зрителях, не терзали их лицезрением смертных мучений и смертного безобразия) .
Итак, юродивый Афанасий, он же инок Авраамий, принадлежал к типу не только душевно здоровых, но и интеллигентных юродивых. Интеллигентное юродство - не оксюморон и не парадокс. Юродство действительно было одной из форм интеллектуального критицизма (в качестве параллелей можно привести античных киников и мусульманских дервишей). Как Православие толкует это «самоизвольное мученичество» ?
Пассивная его часть, обращенная на себя, - это крайняя аскеза, самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, основанное на буквальном толковании Нового Завета. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? » (Мф. 16: 24-26). Юродство - добровольно принимаемый подвиг из разряда так называемых «сверхзаконных» , не предусмотренных иноческими уставами.
Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру» , обличая грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. Более того: презрение к общественным приличиям составляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства, причем юродивый не считается с местом и временем, «ругаясь миру» даже в Божьем храме. Две стороны юродства,
Все, что знаю ...их на Руси любят...блаженные они по-моему...
В начале 20 века так называли людей - отшельников,которые сами для себя выбрали этот путь
он же блаженный. это на Руси были такие тихопомешанный, дауны, считались святыми, на которых снизошел бог
Безумец, обладающий даром прорицания
Сумасшедший. Шут.
Юродивый - безумный, божевольный, дурачок, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. Принимать на себя юродство - напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты; шалить, дурить.
он же блаженный. это на Руси были такие тихопомешанный, дауны, считались святыми
вот оно святое аминь
Человек не от мира сего.
Относиться с опаской и пониманием к юродивым - тихопомешанным - есть не только в культуре славян. Если вспомните книги Фенимора Купера - индейцы тоже никогда юродивых не трогали, обходили стороной. Почему? Может потому, что они, как правило, добрые, всех любят. И не коварны.
чудаковатый помешенный человек,безумец обладающий даром порицания
Кто такой юродивый человек?
«Любят на Руси юродивых» — расхожая поговорка, но в устах соотечественников все чаще она звучит как
подробнее...
Кто такие Юродивые?
ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими
подробнее...
что означает слово Юродивый
ЮРОДИВЫЙ - ,безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых божьими
подробнее...
В чём отличие "блаженных" в православии и в католичестве? Почему в России так любят дураков и юродивых?
Загадочная русская душа.. .
А вообще и у католиков примерно то же самое было, только в
подробнее...
Кого на Руси называли "Юродивый "?
Юродивые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского
подробнее...
..чем БЛАЖЕННЫЙ отличается от ЮРОДИВОГО?
Если говорить о Руси, то эти два понятия одинаковые.
Юродство (от слав. «уродство» ) — вид
подробнее...