Автор Ё Котом задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Приведите, пожалуйста, пример когнитивной метафоры и получил лучший ответ
Ответ от Janna Mueller[эксперт]
метафоры почти все когнитивные, по крайней мере те, которые происходят из нашего непосредственного жизненного опыта, в основном физиологической природы. например " мое терпение истекло" - означает, что мы "познали" на примере жидкости, что когда она вытекает, ее становится меньше и переносим это событие на абстакное терпение. или "большие деньги", " высокая должность" - из нашей оценки величины или высоты по шкале высоко-позитивно, много-позитивно. "спадающий рост инфляции", неаоборот, негативно, потому что низко.
Есть более сложные когнитивные метафоры, которые происходят от переноса нашего культурного опыта в целых концептаъх. Возьмем, например, концепты "война" или "игра" и перенесем его на, скажем, политику: "партия одержала победу на выборах", "тактика (предвыборной кампании) ", "отстоять позиции" и пр.
В Д. Пойа рассказал маленькую историю о великом Эйнштейне. "Однажды я присутствовал при беседе Эйнштейна с группой физиков. "Почему все электроны имеют одинаковый заряд? " перепросил Эйнштейн. " Ну, хорошо, а почему все козьи орешки имеют одинаковый размер?" Как мог позволить себе Эйнштейн так говорить? Только для того, чтобы шокировать нескольких снобов? Не думаю, чтобы такова была его цель. Вероятно, основания здесь более глубоки. Я думаю, что подслушанное мною замечание было не совсем случайно. Как бы там ни было, для себя я из него кое-что извлек: абстракции хороши, но используйте все средства, чтобы сделать их осязаемыми. Пусть ничто не будет слишком хорошим или слишком плохим, слишком поэтичным или слишком низменным для того, чтобы прояснить ваши абстрактные построения..."
Именно в "прояснении ", трактовке абстрактных построений, сложных явлений и процессов средствами графических интерпретаций мы видим основную "профессию " когнитивной компьютерной графики.
Сначала в [2] мы пытались определить предмет и методы когнитивной компьютерной графики с целью ее отделения от других графических парадигм. Затем в [3] рассматривалась и обосновывалась графическая метафора в качестве базового средства когнитивной графики. Данная работа представляет собой продолжение исследований, результаты которых изложены в [2, 3].
1. Когда, почему и зачем используются когнитивные метафоры
Как известно [4], метафора " многофункциональна. Здесь мы рассматриваем только ее когнитивную функцию. Сейчас уже вполне очевидно, что метафора " необходимое орудие мышления, форма научной мысли. Но ранее считалось, что употребление метафор " прерогатива философов. Теперь эти "заменители буквальных значений" применяются везде.
Когда ученый открывает до того неизвестное явление, то есть когда oн считает новое понятие, он должен его назвать. Поскольку совершенно новое слово ничего не говорило бы о сути явления, он вынужден пользоваться существующим лексиконом, в котором за каждым словом уже закреплено значение. Чтобы быть понятым, ученый выбирает такое слово, значение которого способно навести на нова понятие; то есть ученые (как и поэты) порождают новые метафоры в ходе процесса познания, когда хотят предложить новую гипотезу.
Зачем. И тут мы начинаем понимать, что метафора служит не только наименованием, но и способствует мышлению. Она нужна нам не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей, но она необходима нам самим для того. чтобы объект стал доступен нашей мысли.
М. Минский " автор теории фреймов (сценариев, в контексте которых изучают предметные и событийные объекты) " вводит в свою систему также аналогии, основанные на ключевой метафоре. Он пишет [5]: "Такие аналогии порою дают нам вoзможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы "в свете" другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенные в одной области для решения проблем в другой области". Именно таким образом осуществляется распространение знаний от одной научной парадигмы к другой. Так мы все более и более привыкаем рассматривать газы и жидкости как совокупности частиц, частиц " как волны, а волны " как поверхности расширяющихся сфер. Метафора по Минскому, способствует образованию непредсказуемых межфреймовых связей, обладающих большой эвристической силой.
Таким образом, метафоры, как бы, прилагают образ одного фрагмента действительности к другому се фрагменту. Они обеспечивают его концептуализацию по аналогии с уже сложившейся системой понятий.
Почему. Лингвистам хорошо известны метафоры, дающие ключ к пониманию природы языка и его единиц (см., например. [4]). Смена научной парадигмы всегда сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподобления, новую аналогию.
Метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между очень разными индивидами и классами объектов. [ссылка появится после проверки модератором]
Когнитивной метафоры небывает
Помогите со списком литературы на тему курсовой работы: Проблема памяти в когнитивной психологии
Татьяна Зинченко Память в экспериментальной и когнитивной психологии
Татьяна Зинченко Память в
подробнее...
Какие основные задания когнитивной лингвистикИ? Подскажите плииз!!
Когнитивная лингвистика - одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является
подробнее...
определение эпитета, примеры определение метафоры, примеры
ЭПИ'ТЕТ, а, м. [греч. epitheton, букв. приложенное] .
Одно из изобразительных поэтических
подробнее...
Где найти примеры метафор и их значение?
МЕТАФОРА (греч. «перенос») , троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего
подробнее...
чем отличаются друг от друга метафора и метонимия? помогите!
Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия
подробнее...
Гусь лапчатый-откуда это выражение?
Три значения
1. О плутоватом, изворотливом человеке, пройдохе (загребает хорошо) .
подробнее...
слово есть....
Сло́во — центральная единица языка. Это основная номинативная и когнитивная единица языка,
подробнее...