Автор A-stra задал вопрос в разделе Прочие искусства
Кто и когда выдвинул концепцию "производственного искусства"? В чем суть концепции? На что она повлияла? Википедия и получил лучший ответ
Ответ от Елена[гуру]
"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО" - художественное движение в культуре советской России 1920-х гг. , ставившее своей задачей соединение искусства с ремеслом, материальным производством на базе современной промышленной техники. В 1918-1921 гг. было непосредственно связано с "левыми" течениями изобразительного искусства. Основная группа "производственников порвала в 1921 г. с абстрактным формотворчеством, перейдя к практической работе для производства, внедряя художественные принципы конструктивизма. Среди участников движения - Татлин, Родченко, Клуцис и др.
Для этой модели культуры чрезвычайно популярным был мотив вещи, вещности. Так она подходит даже к такой деликатной сфере культуры как искусство, которое есть производство нужных классу и человечеству? ценностей (вещей)?. Об этом же пишут О. Брик, Б. Арватов, И. Эренбург, В. Фриче и др. Именно развитие идеи вещизма привело их к знаменитой концепции "производственного искусства".
В 1921-1922 годы оформляется теоретическая концепция "производственного" движения и его творческие установки (конструктивизм) .
Любовь Попова Пространственно-силовая конструкция. 1921
Первый этап сложения концепции конструктивизма — экспериментально-художественный. Условно его границами служат 1914-й, когда живописцем Владимиром Татлиным были созданы первые контррельефы, и 1921 года, когда группа художников-беспредметников на выставке "5x5=25" объявила о конце лабораторных поисков и о переходе к "производственному искусству".
Сложение ядра концепции Арватова, приходящееся на эти же годы, происходит в общем русле развития движения. Он по праву характеризовал свои работы как "одно из первых теоретических обобщений художественного опыта, проделанного до сего времени в России".
Александр Родченко
Эскиз рекламы для кафе в Моссельпроме. 1923
Конструктивизм исходил из концепции построения форм, основанной на выражении внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, изучении выразительности сочетаний различных материалов.
Проект киоска (девиз "Бизиакс". "Будущее - единственная наша цель"
В своих "беспредметных" живописных и графических композициях из геометрических форм, фактур, цветов конструктивисты добивались эффектов пространственности, зрительной прочности связей между элементами, структурности построений.
Определяющей для становления советского дизайна стала концепция производственного искусства. В ее основе лежат культурные теории экономиста Александра Малиновского, в 1895 г. взявшего псевдоним Богданов. Социал-демократ, перешедший на сторону большевиков в ходе революционного кризиса в 1903 г. , Богданов в 1906 г. основал организацию пролетарской культуры, известную под названием Пролеткульта. Это движение ставило перед собой цель возрождения культуры посредством создания нового единства науки, промышленности и искусства. Богданов считал, что сверхнаука “тектология” в состоянии дать новому обществу естественные средства для подъема как культуры, так и материального производства, поставив их на более высокий уровень.
ссылка
Русский конструктивизм в системе концепций формообразования ХХ века
В советском производственном искусстве с самого начала его возникновения наряду с художниками существовала сильная группа теоретиков – О. Брик, Н. Пунин, Б. Арватов, Б. Кушнер, А. Ган, С. Третьяков, Н. Тарабукин, Н. Чужак и др.
Конструктивизм – это прежде всего концепция формообразования, сыгравшая большую роль в сближении, взаимодействии и взаимопроникновении стилеобразующих процессов в сферах инженерно-технического и художественного творчества и в формировании стиля XX века в целом.
Это, безусловно, помогло формированию производственного искусства /советского дизайна/. Однако разделение труда между теми, кто говорил о производственном искусстве, и теми, кто его создавал, имело и свои недостатки. Теория производственного искусства начинала формироваться в условиях, когда еще самого производственного искусства, как сферы творчества, не было. Развитие теории опережало развитие практики, Отсюда и своеобразие теории производственного искусства. В ней рассматривались, в основном, общетеоретические социокультурные проблемы.
Теоретики производственного искусства основные свои работы опубликовали, то есть их деятельность широко введена в научный обиход. Тексты же художников /творческие кредо/ и их проекты менее известны. Поэтому в последнее время развитие производственного искусства рассматривается многими историками, главным образом, как процесс формирования взглядов теоретиков производственного искусства. Вводятся в научный обиход и анализируются, прежде всего, их тексты, и возникает опасность закрепления в искусствоведческой литературе в значительной степени односторонней картины. В результате: во-первых, создается впечатление, что теория производственного искусства была неизмеримо более интересным явлением, чем практика художников-производственников; во-вторых, складывается традиция рассматривать чуть ли не любое новое достижение художников-производственников как прямой результат влияния вновь разработанных теоретиками положений; в-третьих, сама сфера влияния теории производственного искусства рассматривается излишне расширительно; с теорией производственного искусства начинают связывать и многие такие художественные процессы формообразования, которые носили более глубокий стилеобразующий характер.
Созданию такого неточного представления о роли теоретиков производственного искусства в развитии творческих процессов в какой-то степени способствовали и они сами, нередко отводя художникам в своих публикациях роль неких послушных исполнителей ими сформулированных призывов.
На практике все обстояло сложнее: взаимодействовали в процессе становления производственного искусства два мощных потока – теория производственного искусства и художественные формообразующие процессы. Поэтому нельзя, например, считать, что сложный процесс «выхода» левых художников в предметный мир определялся только призывами теоретиков. Анализ реальных процессов формообразования свидетельствует, что на своих глубинных стилеобразующих уровнях процесс «выхода» левой живописи в предметный мир через эксперименты с отвлеченной формой начался раньше появления теории производственного искусства и протекал в рамках художественных закономерностей формообразования. Хотя призывы теоретиков тоже сыграли свою роль.
Все это необходимо учитывать, анализируя полную внутреннего драматизма ситуацию взаимодействия и взаимопроникновения производственного искусства и конструктивизма.
Идея «производственного искусства»
Первыми, кто назвал себя конструктивистами, были Алексей Ган, Александр Родченко и Варвара Степанова, образовавшие 13 декабря 1920г. «Первую рабочую группу конструктивистов» в Московском институте художественной культуры (ИНХУКе) , где происходила разработка творческой концепции конструктивизма.
Но конструктивизм был более широким явлением: конструктивистами «по духу» были многие бывшие художники-беспредметники, которые стремились в своих произведениях выразить идеи «конструкции» , «построения» , «структуры» .
В 1920-е гг. идеи конструктивизма были реализованы в разных областях творчества: в поэзии и рекламе (В. Маяковский) , полиграфии (А. Гаи) , кино (С. Эйзенштейн, Д. Вертов) , театре («конструктивисты Камерного театра» Г. Якулов, А. Веснин и «конструктивисты Театра им. Мейерхольда» Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова) . Кристаллизация идей конструктивизма происходила в ИНХУКе в ходе дискуссии о «композиции» и «конструкции» , длившейся с января по апрель 1921 г. От теоретических дискуссий необходимо было переходить к практике — «конструированию проектов» , пропаганде своих идей и внедрению новых вещей в быт.
Весной 1921 г. в ИНХУКе было принято решение приступить к осуществлению идеи «производственного искусства» на основе концепции конструктивизма. На заседании ИНХУКа 24 ноября 1921г. 25 художников провозгласили свой принципиальный отказ от стан-ковизма и переход к «производственному искусству» .
В январе 1922г. впервые появился и термин «конструктивизм» — в названии и манифесте выставки К. Медунецкого и братьев Стен-бергов, присоединившихся к «Первой рабочей группе конструктивистов» еще в марте 1921 г.
Конструктивисты поставили перед собой цель охватить рациональным конструированием все стороны быта: занимались агитационным искусством, промышленной графикой, проектировали мебель, предметы обихода, посуду.
Естественно, что в круг их интересов входил и костюм. Конструктивисты проектировали «новую форму» для трудящихся, заменяющую «всякую другую одежду» . Если Ле Корбюзье провозгласил дом «машиной для жилья» , то конструктивисты полагали, что костюм в новых социальных условиях должен стать своеобразным профессиональным инструментом и выдвинули идею «прозодежды» .
А. Экстер писала: «Вопрос о новой форме одежды стоит на очереди дня. И так как в подавляющем большинстве у нас преобладает трудовой элемент, одежда должна быть приспособлена для трудящихся и для того вида работы, которая в ней производится» .
В. Степанова в своем докладе, сделанном в ИНХУКе, изложила новые принципы функционального подхода к проектированию одежды: «В костюме, конструируемом как костюм сегодняшнего дня, выдвигается основной принцип: удобство и целесообразность.
Нет костюма вообще, а есть костюм для какой-нибудь производственной функции. Путь оформления костюма — от задания к его материальному оформлению, от функций, которые должен выполнить костюм как прозодежда, как платье рабочего — к системе его покроя» .
Конструктивисты считали моду буржуазным явлением и с революционным максимализмом отрицали преемственность форм костюма.
кто знает что такое Концепция Общественной Безопастности "Мертвая Вода" что об этом думаете?
Концепция Общественной Безопасности (сокращенно КОБ, КОБа — преднамеренная ассоциация с партийным
подробнее...
Какое влияние на формирование русской цивилизации оказал Восток и Запад?
Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретических размышлений
подробнее...
Кто такой Алишер Наваий
Навои, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат, - 3.1.1501, там же) , узбекский
подробнее...
хрия. не подскажите какой-нибудь текст хрии (речь рассуждение) вообще кто то знает что это такое?)
термин школьной риторики, означающий совокупность приемов для развития предложенной темы. Риторика,
подробнее...
Кто автор Пилтдаунского человека?
После того, как в 1890-е годы Эжен Дюбуа открыл яванского человека, рез-
ко возрасло число
подробнее...
к чему снится, что ты бежишь по крышам домов?
Крыша
Мeдиyм миcc Xacce
Скромная - домашняя жизнь; упасть с крыши - злые вести и
подробнее...
Мужчина по знаку зодиака ДЕВА какой он?
Мужчина-Дева обладает незаурядным, точным, ясным, логическим умом. Он способен овладеть любой
подробнее...
Что такое психоанализ? Поясните пожалуста понятным человеским языком
Психоанализ существует уже более 100 лет. Это одно из наиболее теоретически и практически
подробнее...
Помогите написать сочинение на тему "Семейные ценности в современном обществе
Может для вступления и заключения пригодится
Проблемы семьи как базовой ячейки общества всегда
подробнее...
помогите пожалуйста с вопросом... назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществле
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами
жизни человека и общества,
подробнее...
Дзига Вертов - что вы знаете о нем?
Дзига Вертов (Dziga Vertov)
Биография, фильмография режиссера Дзига Вертов: страна СССР
подробнее...
где находится захоронение Царицы Тамары?
По версии Ткешелашвили, царица Тамара (1184-1213), с чьим именем связан период наивысшего
подробнее...
Почему украинская диаспора в России так пассивна и почти не высказывает мнения о событиях на Украине?
Среди украинцев, живущих сейчас в Москве, довольно четко выделяются три группы. Во-первых, это
подробнее...
Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг.)
Рефлекторная теория является одной из основных
подробнее...