кто стал разработчиком теоретической концепции культурных установок



Автор A-stra задал вопрос в разделе Прочие искусства

Кто и когда выдвинул концепцию "производственного искусства"? В чем суть концепции? На что она повлияла? Википедия и получил лучший ответ

Ответ от Елена[гуру]
"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО" - художественное движение в культуре советской России 1920-х гг. , ставившее своей задачей соединение искусства с ремеслом, материальным производством на базе современной промышленной техники. В 1918-1921 гг. было непосредственно связано с "левыми" течениями изобразительного искусства. Основная группа "производственников порвала в 1921 г. с абстрактным формотворчеством, перейдя к практической работе для производства, внедряя художественные принципы конструктивизма. Среди участников движения - Татлин, Родченко, Клуцис и др.
Для этой модели культуры чрезвычайно популярным был мотив вещи, вещности. Так она подходит даже к такой деликатной сфере культуры как искусство, которое есть производство нужных классу и человечеству? ценностей (вещей)?. Об этом же пишут О. Брик, Б. Арватов, И. Эренбург, В. Фриче и др. Именно развитие идеи вещизма привело их к знаменитой концепции "производственного искусства".
В 1921-1922 годы оформляется теоретическая концепция "производственного" движения и его творческие установки (конструктивизм) .
кто стал разработчиком теоретической концепции культурных установокЛюбовь Попова Пространственно-силовая конструкция. 1921
Первый этап сложения концепции конструктивизма — экспериментально-художественный. Условно его границами служат 1914-й, когда живописцем Владимиром Татлиным были созданы первые контррельефы, и 1921 года, когда группа художников-беспредметников на выставке "5x5=25" объявила о конце лабораторных поисков и о переходе к "производственному искусству".
Сложение ядра концепции Арватова, приходящееся на эти же годы, происходит в общем русле развития движения. Он по праву характеризовал свои работы как "одно из первых теоретических обобщений художественного опыта, проделанного до сего времени в России".
кто стал разработчиком теоретической концепции культурных установокАлександр Родченко
Эскиз рекламы для кафе в Моссельпроме. 1923
Конструктивизм исходил из концепции построения форм, основанной на выражении внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, изучении выразительности сочетаний различных материалов.
Проект киоска (девиз "Бизиакс". "Будущее - единственная наша цель"
В своих "беспредметных" живописных и графических композициях из геометрических форм, фактур, цветов конструктивисты добивались эффектов пространственности, зрительной прочности связей между элементами, структурности построений.
Определяющей для становления советского дизайна стала концепция производственного искусства. В ее основе лежат культурные теории экономиста Александра Малиновского, в 1895 г. взявшего псевдоним Богданов. Социал-демократ, перешедший на сторону большевиков в ходе революционного кризиса в 1903 г. , Богданов в 1906 г. основал организацию пролетарской культуры, известную под названием Пролеткульта. Это движение ставило перед собой цель возрождения культуры посредством создания нового единства науки, промышленности и искусства. Богданов считал, что сверхнаука “тектология” в состоянии дать новому обществу естественные средства для подъема как культуры, так и материального производства, поставив их на более высокий уровень.
ссылка

Ответ от Mountain Snake[гуру]
Русский конструктивизм в системе концепций формообразования ХХ века
В советском производственном искусстве с самого начала его возникновения наряду с художниками существовала сильная группа теоретиков – О. Брик, Н. Пунин, Б. Арватов, Б. Кушнер, А. Ган, С. Третьяков, Н. Тарабукин, Н. Чужак и др.
Конструктивизм – это прежде всего концепция формообразования, сыгравшая большую роль в сближении, взаимодействии и взаимопроникновении стилеобразующих процессов в сферах инженерно-технического и художественного творчества и в формировании стиля XX века в целом.
Это, безусловно, помогло формированию производственного искусства /советского дизайна/. Однако разделение труда между теми, кто говорил о производственном искусстве, и теми, кто его создавал, имело и свои недостатки. Теория производственного искусства начинала формироваться в условиях, когда еще самого производственного искусства, как сферы творчества, не было. Развитие теории опережало развитие практики, Отсюда и своеобразие теории производственного искусства. В ней рассматривались, в основном, общетеоретические социокультурные проблемы.
Теоретики производственного искусства основные свои работы опубликовали, то есть их деятельность широко введена в научный обиход. Тексты же художников /творческие кредо/ и их проекты менее известны. Поэтому в последнее время развитие производственного искусства рассматривается многими историками, главным образом, как процесс формирования взглядов теоретиков производственного искусства. Вводятся в научный обиход и анализируются, прежде всего, их тексты, и возникает опасность закрепления в искусствоведческой литературе в значительной степени односторонней картины. В результате: во-первых, создается впечатление, что теория производственного искусства была неизмеримо более интересным явлением, чем практика художников-производственников; во-вторых, складывается традиция рассматривать чуть ли не любое новое достижение художников-производственников как прямой результат влияния вновь разработанных теоретиками положений; в-третьих, сама сфера влияния теории производственного искусства рассматривается излишне расширительно; с теорией производственного искусства начинают связывать и многие такие художественные процессы формообразования, которые носили более глубокий стилеобразующий характер.
Созданию такого неточного представления о роли теоретиков производственного искусства в развитии творческих процессов в какой-то степени способствовали и они сами, нередко отводя художникам в своих публикациях роль неких послушных исполнителей ими сформулированных призывов.
На практике все обстояло сложнее: взаимодействовали в процессе становления производственного искусства два мощных потока – теория производственного искусства и художественные формообразующие процессы. Поэтому нельзя, например, считать, что сложный процесс «выхода» левых художников в предметный мир определялся только призывами теоретиков. Анализ реальных процессов формообразования свидетельствует, что на своих глубинных стилеобразующих уровнях процесс «выхода» левой живописи в предметный мир через эксперименты с отвлеченной формой начался раньше появления теории производственного искусства и протекал в рамках художественных закономерностей формообразования. Хотя призывы теоретиков тоже сыграли свою роль.
Все это необходимо учитывать, анализируя полную внутреннего драматизма ситуацию взаимодействия и взаимопроникновения производственного искусства и конструктивизма.

Ответ от Erast Fandorin[гуру]
Идея «производственного искусства»
Первыми, кто назвал себя конструктивистами, были Алексей Ган, Александр Родченко и Варвара Степанова, образовавшие 13 декабря 1920г. «Первую рабочую группу конструктивистов» в Московском институте художественной культуры (ИНХУКе) , где происходила разработка творческой концепции конструктивизма.
Но конструктивизм был более широким явлением: конструктивистами «по духу» были многие бывшие художники-беспредметники, которые стремились в своих произведениях выразить идеи «конструкции» , «построения» , «структуры» .
В 1920-е гг. идеи конструктивизма были реализованы в разных областях творчества: в поэзии и рекламе (В. Маяковский) , полиграфии (А. Гаи) , кино (С. Эйзенштейн, Д. Вертов) , театре («конструктивисты Камерного театра» Г. Якулов, А. Веснин и «конструктивисты Театра им. Мейерхольда» Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова) . Кристаллизация идей конструктивизма происходила в ИНХУКе в ходе дискуссии о «композиции» и «конструкции» , длившейся с января по апрель 1921 г. От теоретических дискуссий необходимо было переходить к практике — «конструированию проектов» , пропаганде своих идей и внедрению новых вещей в быт.
Весной 1921 г. в ИНХУКе было принято решение приступить к осуществлению идеи «производственного искусства» на основе концепции конструктивизма. На заседании ИНХУКа 24 ноября 1921г. 25 художников провозгласили свой принципиальный отказ от стан-ковизма и переход к «производственному искусству» .
В январе 1922г. впервые появился и термин «конструктивизм» — в названии и манифесте выставки К. Медунецкого и братьев Стен-бергов, присоединившихся к «Первой рабочей группе конструктивистов» еще в марте 1921 г.
Конструктивисты поставили перед собой цель охватить рациональным конструированием все стороны быта: занимались агитационным искусством, промышленной графикой, проектировали мебель, предметы обихода, посуду.
Естественно, что в круг их интересов входил и костюм. Конструктивисты проектировали «новую форму» для трудящихся, заменяющую «всякую другую одежду» . Если Ле Корбюзье провозгласил дом «машиной для жилья» , то конструктивисты полагали, что костюм в новых социальных условиях должен стать своеобразным профессиональным инструментом и выдвинули идею «прозодежды» .
А. Экстер писала: «Вопрос о новой форме одежды стоит на очереди дня. И так как в подавляющем большинстве у нас преобладает трудовой элемент, одежда должна быть приспособлена для трудящихся и для того вида работы, которая в ней производится» .
В. Степанова в своем докладе, сделанном в ИНХУКе, изложила новые принципы функционального подхода к проектированию одежды: «В костюме, конструируемом как костюм сегодняшнего дня, выдвигается основной принцип: удобство и целесообразность.
Нет костюма вообще, а есть костюм для какой-нибудь производственной функции. Путь оформления костюма — от задания к его материальному оформлению, от функций, которые должен выполнить костюм как прозодежда, как платье рабочего — к системе его покроя» .
Конструктивисты считали моду буржуазным явлением и с революционным максимализмом отрицали преемственность форм костюма.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто и когда выдвинул концепцию "производственного искусства"? В чем суть концепции? На что она повлияла? Википедия
Теория культурных кругов на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Теория культурных кругов
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*