Кудеяр атаман
Автор Ђ@нюшка задал вопрос в разделе Города и Страны
Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они? и получил лучший ответ
Ответ от регина н[гуру]
Ответ от Јинша[гуру]
РАЗБОЙНИК КУДЕЯР
Легенды о славном казаке-разбойнике Кудеяре, герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, рождались не на пустом месте. По центральным губерниям России ходили слухи, что Кудеяр был не простого происхождения, а... царского. Потому-то его образ и наделялся сверхъестественными качествами и способностями.
Полистаем вместе историю государства Российского, обращая внимание на те места, где речь идет о семейной жизни «собирателя русских земель» великого князя (цесаря) московского Василия III. Двадцать один год он прожил с первой женой, Соломонией Сабуровой, не имея от нее потомства. Что только ни делали царь и царица, чтобы Бог даровал им младенца. Богато одаривали церкви и монастыри, ездили к знаменитым святым на поклонение, раздавали милостыни убогим, миловали закоренелых преступников — ничего не получалось. Тогда они в отчаянии обратились к чародеям и колдунам, готовые ради появления на свет наследника поклониться чему угодно.
Пришла в кремлевский дворец знаменитая на всю Русь ворожея Степанида Рязанка, посмотрела на царицу и заявила: «Детям не быть» .
Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Однако понимание он нашел только у митрополита Даниила. Остальные первосвященники, в том числе и приглашенный из Афонского монастыря ученый монах Максим Грек, заняли позицию осуждения великого князя за греховное намерение, встав, таким образом, на сторону его брата Юрия Ивановича, уже метившего на великокняжеский престол.
Василию III совместно с митрополитом Даниилом удалось избавиться от противников при помощи светского и духовного суда. Максима Грека, например, присудили к заточению в Волоколамский монастырь. Великий князь получил от Даниила благословение на развод и новую женитьбу. Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, через четыре с липшим года подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV. Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость» .
Постриженная в монахини под именем Софьи, Соло-мония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она, говорят, в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. За это советник царя Иван Шигона отстегал ее бичом. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали знающие монахи, родила царского сына.
Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.
Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Научное вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике-колоде была похоронена кукла в мальчиковой рубахе, завернутая в материю XVI века и опоясанная пояском с кисточками. Археологическая находка позволяет нам задуматься над двумя версиями: никакого сына у бесплодной Соломонии не было или на самом деле сорокадвухлетняя монахиня в отместку Василию III (бесплодному) родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям.
Клад знаменитого разбойника на берегу Дона представляет собой награбленное добро, добытое Кудеяром совместно с помощниками — Волдырем и Анной. Эта маленькая разбойничья банда укрывалась в лесах между Дубком и Лебедянью. Она занималась грабежом судов, везущих товары вниз по Дону, до Азова.
РАЗБОЙНИК КУДЕЯР
Легенды о славном казаке-разбойнике Кудеяре, герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, рождались не на пустом месте. По центральным губерниям России ходили слухи, что Кудеяр был не простого происхождения, а... царского. Потому-то его образ и наделялся сверхъестественными качествами и способностями.
Полистаем вместе историю государства Российского, обращая внимание на те места, где речь идет о семейной жизни «собирателя русских земель» великого князя (цесаря) московского Василия III. Двадцать один год он прожил с первой женой, Соломонией Сабуровой, не имея от нее потомства. Что только ни делали царь и царица, чтобы Бог даровал им младенца. Богато одаривали церкви и монастыри, ездили к знаменитым святым на поклонение, раздавали милостыни убогим, миловали закоренелых преступников — ничего не получалось. Тогда они в отчаянии обратились к чародеям и колдунам, готовые ради появления на свет наследника поклониться чему угодно.
Пришла в кремлевский дворец знаменитая на всю Русь ворожея Степанида Рязанка, посмотрела на царицу и заявила: «Детям не быть» .
Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Однако понимание он нашел только у митрополита Даниила. Остальные первосвященники, в том числе и приглашенный из Афонского монастыря ученый монах Максим Грек, заняли позицию осуждения великого князя за греховное намерение, встав, таким образом, на сторону его брата Юрия Ивановича, уже метившего на великокняжеский престол.
Василию III совместно с митрополитом Даниилом удалось избавиться от противников при помощи светского и духовного суда. Максима Грека, например, присудили к заточению в Волоколамский монастырь. Великий князь получил от Даниила благословение на развод и новую женитьбу. Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, через четыре с липшим года подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV. Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость» .
Постриженная в монахини под именем Софьи, Соло-мония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она, говорят, в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. За это советник царя Иван Шигона отстегал ее бичом. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали знающие монахи, родила царского сына.
Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.
Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Научное вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике-колоде была похоронена кукла в мальчиковой рубахе, завернутая в материю XVI века и опоясанная пояском с кисточками. Археологическая находка позволяет нам задуматься над двумя версиями: никакого сына у бесплодной Соломонии не было или на самом деле сорокадвухлетняя монахиня в отместку Василию III (бесплодному) родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям.
Клад знаменитого разбойника на берегу Дона представляет собой награбленное добро, добытое Кудеяром совместно с помощниками — Волдырем и Анной. Эта маленькая разбойничья банда укрывалась в лесах между Дубком и Лебедянью. Она занималась грабежом судов, везущих товары вниз по Дону, до Азова.
Ответ от Людмила[гуру]
Кудеяр (тюрк. «возлюбленный богом» ) — легендарный разбойник, персонаж русского фольклора (с XVI в.) .
Легендарный Кудеяр
Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят — очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка) .
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр — атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан [1].
Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.
Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич.
Волжский пейзажОчень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.
В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни) .
Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам) .
[править] Идентификация Кудеяра
Крымский татарин верхом на конеОдна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в. ) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного, предатель. В мае 1571 г. показал ордам крымского хана Девлет-Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
«Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров.
[править] Интересные факты
Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.
[править] Образ в искусстве
[править] В русском искусстве XIX в.
роман Н. Костомарова «Кудеяр» — исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство — еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя — Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в п
Кудеяр (тюрк. «возлюбленный богом» ) — легендарный разбойник, персонаж русского фольклора (с XVI в.) .
Легендарный Кудеяр
Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят — очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка) .
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр — атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан [1].
Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.
Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич.
Волжский пейзажОчень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.
В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни) .
Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам) .
[править] Идентификация Кудеяра
Крымский татарин верхом на конеОдна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в. ) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного, предатель. В мае 1571 г. показал ордам крымского хана Девлет-Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
«Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров.
[править] Интересные факты
Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.
[править] Образ в искусстве
[править] В русском искусстве XIX в.
роман Н. Костомарова «Кудеяр» — исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство — еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя — Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в п
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?
Из какого произведения...
"О двух великих грешниках" из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Было двенадцать
подробнее...
О двух великих грешниках.Основная мысль. Какова основная мысль легенды "О двух великих грешниках"?
Легенда о двух великих грешниках рассказывается в последней части поэмы – «Пир на весь мир» .
подробнее...
Здравствуйте! Помогите найти произведение!
Я знаю немного по-другому:
О двух великих грешниках
Господу богу
подробнее...
Может ли насильник и убийца стать христианским святым?
Вот положа руку на сердце - почитав такие Жития, не хочется почему-то подражать подобным "святым".
подробнее...
спросили в Есаулы Засеки
помогите с литературой...=(
Во второй части в главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос:
подробнее...
помогите с литературой...=(
Во второй части в главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос:
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Есаулы
Нужен подробный анализ глав из "Кому на руси жить хорошо"
1. В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — мысль, которая преследовала поэта в пореформенные
подробнее...
Нужен подробный анализ глав из "Кому на руси жить хорошо"
1. В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — мысль, которая преследовала поэта в пореформенные
подробнее...
спросили в Другое
смысл легенды о двух грешниках в поэме "кому на руси жить хорошо"
Можно ли злом искупить зло.
А вы читали поэму?
Легенда. Атаман разбойников Кудеяр
подробнее...
смысл легенды о двух грешниках в поэме "кому на руси жить хорошо"
Можно ли злом искупить зло.
А вы читали поэму?
Легенда. Атаман разбойников Кудеяр
подробнее...
вопрос по поэме Александра Блока "Двенадцать"
А. Блок начинал свой творческий путь как поэт символист, стараясь хотя бы в своей поэзии достичь
подробнее...