трагические интонации в любовной лирике ахматовой
Автор Алексей ворсин задал вопрос в разделе Литература
"великая и земная любовь" в лирике Анны Ахматовой. Помогите написать сочинение! и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и
неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой.
Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.
Сборники "Вечер", "Четки", "Белая стая
В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности
ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого
языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает
художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.
"Хочешь знать, как все это было? "
Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.
"Смятение"
Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.
"Небывалая осень построила купол... "
В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.
"Ты письмо моё,милый, не комкай... "
Для понимания стихотворений важен эпиграфк сборнику "Четки",
взятый из поэзии Е. Баратынского
"Прости ж навек! но знай, что двух виновных,
Не одного, найдутся имена
В стихах моих, в преданиях любовных".
Вспоминая и оценивая "былые" любовные драмы, героиня Ахматовой "пристально рассматривает" не только себя, но и другого участника отношений - бывшего любимого.
В стихотворении отчетливо видны два героя. Это диалог между лирической героиней и ее "милым". Непонятно, то ли этот разговор происходит в реальности, то ли все слова- это лишь мысли героини, комментарии к действиям ее любимого. Ясно лишь, что между двумя людьми произошла какая-то серьезная размолвка и виновата в ней, скорее всего, лирическая героиня. Наверное, в свое оправдание, в знак признания своей вины, она написала любимому письмо, в котором "расставила все точки над i". Но мужчина не хочет прощать героиню.
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Думается, лирическая героиня ищет примирения, хочет вернуть прежние близкие отношения-из незнакомки вновь превратиться в любимую.
Она пытается убедить в этом своего друга: "Я любимая, я твоя".
Конечно, многое изменилось, и сейчас героиня не та, что была раньше, -"Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я… "
Она прекрасно осознает, что в ней исчезла пасторальная прелесть и невинность пастушки, нет гордости и холодного достоинства королевы, нет и святой непорочности монахини. Время превратило героиню в женщину - земную, со всеми достоинствами и недостатками:
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках.. .
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Несмотря на все изменения, произошедшие с героиней, она по-прежнему любит своего друга - так же дорожит им, он так же значим
и дорог для нее.
Тема любви присутствует в творчестве каждого поэта, поскольку она является основным стержнем поэзии вообще. Часто именно любовь толкает нас к творчеству, вдохновляет и пробуждает скрытые таланты. Но поэт редко бывает счастлив в любви. Анна Ахматова первым своим сборником стихов открыла удивительный мир новой любовной лирики, женской поэзии, не всегда веселой и радостной, но тоскующей и печальной. В книге «Вечер» уже начинают проявляться черты, на многие годы определившие поэтическую репутацию Ахматовой. В основном это стихи-миниатюры; они сюжетны и драматичны. В них очень важным элементом является небольшая подробность, деталь, которая кажется незначительной, но очень тонко передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении «Песня последней встречи» смятение и волнение передано лишь одной деталью: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Стихи из сборника «Вечер» напоминают своей предельной откровенностью дневниковые записи, и, как дневник, они фиксируют поступки. Но это не просто изображение событий любовной драмы, это раскрытие души современной Ахматовой женщины, это глубокая психологичность в понимании человеческой натуры. Стихи этого сборника наполнены реалиями быта, внешние приметы времени соединяются в них с переживаниями героини. То, что творится в душе лирического героя Ахматовой, — это не просто терзания частного лица, а свойство психики человека вообще. Любовное чувство, которое передает Ахматова, очень напряженное. Но в ее поэзии мало символов, отвлеченных слов, а стихи — скорее не песни, а новеллы со сложным и емким сюжетом. Обычно они рисуют только начало драмы, или кульминацию, или еще чаще окончание. В любом случае всегда остается что-то, что читатель должен домыслить сам. Любовь как непонятное и коварное чувство в представлении Ахматовой кажется то змейкой, которая «у самого сердца колдует», то голубком. Любовь всегда уводит человека «от радости и от покоя» к буре чувств и переживаний. Но в то же время она многое дает человеку. Влюбленный видит мир по-другому, останавливает свое внимание на том, чего ранее не заметил бы, не оценил. Этим, вероятно, и объясняется предметность стихов Ахматовой: у нее встречаются стихи, полностью построенные на обиходе, на бытовых мелочах. Любовь в лирике Ахматовой, оттененная этими подробностями, становится земной, простой и доступной каждому человеку, но это по- прежнему великая любовь, сильное, всепоглощающее чувство. Спектр ее проявлений варьируется от «любви, воздушной и минутной», и «печали, для всех неявной», до «страсти, раскаленной добела», и «терпкой печали». Часто это любовь-жалость, любовь-сострадание, сочувствие. Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. Героиня ахматовской лирики являлась отображением бесконечного разнообразия женских судеб, тысяч разных характеров и качеств: любовницы и жены, вдовы и матери, любящей и любимой, тоскующей и играющей, изменявшей и оставляемой. Герой также сложен и многолик: брат, друг, любовник, коварный и великодушный, убивающий и возвращающий к жизни: На кустах зацветает крыжовник, И везут кирпичи за оградой. Кто ты: брат мой или любовник, Я не помню, и помнить не надо. Как светло здесь и как бесприютно, Отдыхает усталое тело… А прохожие думают смутно: Верно, только вчера овдовела. Любовь воспринималась Ахматовой как «пятое время года», в свете которого необычными кажутся и остальные четыре. Это чувство необычное и острое, подчиняющее себе человека, оно меняет всю его жизнь, освещая ее и обжигая этим светом. В последующих сборниках тема любви приобретает несколько иное звучание. Это уже не прежнее всепоглощающее чувство, и уже жизнь не только подчиняется любви, а вносит в любовные переживания новые оттенки чувства. Любовь стала не только более многоцветной, но и по- настоящему трагедийной. В стихах Ахматовой не был
Сопоставьте стихотворения о любви Пушкина и Лермонтова, Блока, Ахматовой и Цветаевой (на выбор).
Анна Ахматова-Марина Цветаева. Они обе жили в одну эпоху, пели эту эпоху,
плакали над нею
подробнее...