Автор Kseniya задал вопрос в разделе Религия, Вера
Кто читал книгу "Богом данная" о схимомонахине Макарии? и получил лучший ответ
Ответ от Павел[гуру]
Одним из ярких образцов псевдоправославной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г. П. Дурасова под названием «Богом данная»
Нашему сложному в духовном отношении времени дано милостью Божией великое утешение – в изобилии издается и беспрепятственно распространяется духовная литература. Уже изданы и переизданы почти все известные творения Святых отцов Церкви, жития мучеников и подвижников, произведения догматического, аскетического, катехизического направления. Практические издано все, что только можно издать.
Но и среди этого несомненного блага, среди этого моря духовных сокровищ Церкви, можно встретить книги резко чуждые всему духовному опыту Церкви. Эти книги тем опаснее, что претендуют быть чуть ли не учебниками духовной жизни. Можно сказать, что такие книги – подводные камни в море духовной литературы. Они могут превратить, - перефразируя святителя Игнатия Брянчанинова, - церковные книжные лавки из пристаней спасения в пучины погибели.
Одним из ярких образцов подобной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г. П. Дурасова под названием «Богом данная» .
В данной статье речь идет не о личности м. Макарии, а именно о книге. Судить о самой схимонахине мы не беремся, так как не были знакомы с ней лично. Вполне допускаем, что Макария была человеком подвижнической, возможно даже и святой жизни. Бог знает. Дело в данном случае не в ней, а в книге. Читатель, взявший в руки «Богом данную» рискует получить о Православии ложную, искаженную информацию, а возможно, оказаться на пути прелести и погибели.
Анализ всей книги г-на Дурасова занял бы слишком много места. Вообще вся эта книга – учебник по прелести. Мы взяли лишь самые откровенные строчки из первого издания книги: «Сатис» . Санкт-Петербург. 1994г.
Итак, что в книге «Богом данная» напрямую противоречит Святоотеческому учению?
1. Отношение к снам. Святые отцы категорически запрещают верить им. Верящий снам считался древними подвижниками находящимся в прелести. Что пишет г-н Дурасов о юной Макарии? «До одиннадцати с половиной лет небожители являлись ей во сне и учили, как следует освящать воду и масло и какие молитвы при этом необходимо произносить. «Я была памятливая и бойкая, все и перенимала» - говорила она о себе. Лишь тогда Царица Небесная разрешила Феодосии (имя Макарии до пострига) принимать народ и исцелять их духовные и физические недуги. Тогда же Она стала являться больным и сообщала им, чтобы шли они к Феодосии, от которой получат исцеление» . (С. 27)
2. Особое место в жизнеописании Макарии автор уделяет Святой воде и маслу. Но отношение к ним более чем странное. Создается впечатление, что вода не освящается, а заговаривается. Да и используется она иногда не во освящение и спасение душ и тел человеческих, а для целей очень странных: «Полученной от Феодосии святой водой женщина окропила больного петуха, и он прозрел. Это было первое исцеление по молитвам двенадцатилетней девочки» . (С. 28). Как известно, благодать в Церкви подается для тех, кто может наследовать спасение, то есть, для людей.
“Кто не соблюдал постных дней, не был воздержан в пище, пить святую воду разрешала она реже, кто же постился - чаще. Но часы ее приема каждому были установлены определенные, и их сочетание назначала Матушка по ей одной ведомому закону”. (С. 51) Подобное аптекарское отношение к Святой воде может вызывать лишь удивление.
“Трехлитровой банки хватало примерно на месяц, и хранить ее дольше не рекомендовалось”. Как известно настоящая святая вода хранится годами, а эта - «нашептанная» – не больше месяца. Не есть ли в этом скрытое указание на ложную природу подобного «освящения» ?
ПОЛНЫЙ МАТЕРИАЛ В ССЫЛКЕ
Источник:
Также читал, сказать что вызвало негатив немогу, наоборот теплоту сердечную. И в чем заключается искаженная духовность?
Кстати, эту книгу я купил в Православной Церкви.
Полностью с вами согласен. Кстати, протодиакон Андрей Кураев тоже отрицательно относится к данной книге.
Спасибо Ксеня - очень своевременно.
Особенна ссылочка 🙂
К сожалению - людям жаждущим чуда исцеления - все равно каким путем оно совершается.
Между прочим, даже далеко не все мощи - котрые почитают чудотворными далеко не святы.
И на капищах ицеляются, и иногда в образе праведника - правит бал нечистый.
сколько у нас всяких модных матушек и стариц?
Одна моя знакамая очарована одной православной " матушкой" - сильненькая, многое может (она ей помогала ...) и ныне при ней - хвостом ходит,
все то что бы КТО - ТО решал за нас проблемы, руководил каждыйм шагом,
причем дама это не чурается ГАДАНИЯ на картах!!! !
зачем бы имеющий Божий дар (яко ясновидения) прибегать к таким методам, которые относятся к разряду - чародейство?
Интресено, что эта очень набожная ПРАВОСЛАВНАЯ "матушка " с таким то набором - часто принимаема в монастырях - гостит "как своя " - подумывает о постриге.
В отношении ЗАМЕЧАНИЙ священника - коммментарии к книге:
насчет веры в сны - здесь тоже нельзя обощать: ибо еще Моисею Господь говорил
о том, что в отличии от Моисея - с прочими будет говорить через сон, видеть как во сне, или слышать .. но не видеть ...
Но имеют зачения разница КАК во сне или во сне, и детали общения в том числе
и форма речи .
Речь не от мира сего (исходящая от Духа Святого) все же имеет характерные особенности.
В частности диалог с Богородицей - более похож на желаемое, принимаемое за действительное (что-то не так .)
Я знаю людей живщих в Темкино, которые знали Макарию . никто с ней плохо не обращался, она действительно помогала, но в книге не все так.... автор много напутал
Болтуна в жизни называют шутом... а в ЛИТЕРАТУРЕ...?
Доброго времени!
Возможно, не очень уместна аллегория, но почему-то сразу вспомнился
подробнее...