Автор светлана арнаут задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
о чем заставляет подумать читателя, выходящего из мягких юношеских лет, лирическое отступление в мертвых душах. глава 6 и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
В поэме Н. В. Гоголя соединены два начала - сатирическое обличение современной писателю социально-политической реальности и утверждение добра, красоты и творчества как основ бытия. Первое из них связано с событийным рядом, а второе представлено в первую очередь в лирических отступлениях.
Автор даст в поэме развернутое описание социального быта России, показывает на примере шести помещиков и десятка чиновников удручающее нравственное состояние привилегированной части русского общества, по в то же время в своих отступлениях говорит о изначальной красоте человеческой души, прославляет творческие силы русского парода, высказывает веру в великое будущее России.
Идея о изначально чистой и благой природе человека - один из ведущих мотивов в мировоззрении писателя. Боль о человеке, полностью утратившем духовность, с особой эмоциональной силой звучит в авторском комментарии, посвященном Плюшкину (шестая глава) : «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все, может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости» .
Далее автор указывает тот единственный путь, который может сохранить душу от тлена, не позволит человеку стать живым мертвецом наподобие Плюшкина: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! » Эпизод, связанный с Плюшкиным, автор предваряет элегическими воспоминаниями о собственной юности, о годах «невозвратно мелькнувшего детства». Писатель сетует па то, что и его душа не избежала мертвящего воздействия времени - ведь прежде всякое повое впечатление поражало его, «ничто не ускользало от свежего тонкого внимания». С темой юности связано и мимолетное размышление о значении мечты и «блистающей радости» , озаряющей жизнь, в связи с описанием случайной дорожной встречи Чичикова с юной блондинкой.
Гоголь был убежден, что только через отрицание безобразного и уродливого может быть проложен путь к осознанию истинных основ жизни. Эта позиция автора отражена в лирическом отступлении вначале седьмой главы. Если цель писателя - создавать прекрасные характеры, скрывая «печальное в жизни» , срывать рукоплескания, парить над миром («Нет равного ему в силе - он бог!») , то «не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу.. .всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,
повседневных характеров... »
Некоторые отступления посвящены осмеянию «типы мелочей». Так, писатель делит всех
чиновников на «толстых» и «топких» , признавая большую приспособленность «толстых» к жизни: «Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие.. .виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят». Противопоставляются, конечно, не физические, а психологические свойства людей. Автор рисует на примере «толстых» и «топких» два типа социального поведения. «Толстые» - приобретатели и накопители, для них важны не наружный блеск и минутные забавы, а серьезная служебная карьера, существенные, крупные приобретения - дома, угодья (варианты этого типа представлены в образах Коробочки, Собакевича, Чичикова) ; «топкие» же - транжиры, прожигатели жизни, спускающие, «по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро» (Ноздрев). Мимоходом отмеченная деталь - «по
русскому обычаю» - свидетельствует о несколько более добродушном и снисходительном отношении автора к «тоненьким» (транжирам) , чем к «толстым» (накопителям) .
о том, что предстоящая жизнь - это полная Херсонщина...
Срочно надо, помогите... Назовите тематику лирических отступлений в каждой главе 1 тома поэмы "Мёртвые души"!!!
Сочинение: Роль лирических отступлений в поэме "Мертвые души" - BestReferat....
Мертвые и
подробнее...
надо план рассказа мертвые души план рассказа мертвые души глава 6. срочно надо плиз
1. Авторское лирическое отступление о путешествиях
2.Чичиков отправляется в усадьбу
подробнее...
Помогите пожалуйста с планом по поэме Мертвые Души
Глава 7.
1.Два типа писателей. Лирическое отступление.
2. Писательское пристрастие к
подробнее...
Мертвые души Н. В. Гоголь План 11 главы!. пожалуйста напишите план 11 главы! Заранее спасибо.
Раз уж я захотела перечитать 11 главу #yahrefs411591#, то заодно и план составила.
подробнее...
что такое лирическое отступление?
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём,
подробнее...
Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? (на примере одного-двух из них).
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя – прозаическое произведение. Тем не менее, сам автор определил его
подробнее...
Почему только Плюшкину Гоголь дает биографию? Детали биографии. Гоголь Мертвые души глава 6
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» , Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с
подробнее...
о чём поэма "Мёртвые души". Срочнооо пож
Гоголь писал первый том поэмы «Мертвые души» шесть лет, переделывая написанное десятки раз.
подробнее...