Научные революции
Автор Ђатьяна Сергеева задал вопрос в разделе Другое
Научная революция-это и получил лучший ответ
Ответ от А К[гуру]
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных» с Новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв. , переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.) , создание квантово-релятивистской физики в начале 20 в. и др. Научные революций различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений ее Концептуальных, методологических и культурных оснований. В структуру оснований науки входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания) , научная картина мира и философские основания науки. Соответственно этой структуризации выделяются основные типы научных революций: 1) перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (напр. , внедрение атомизма в представления о химических процессах в начале 19 в. , переход современной физики элементарных частиц к синтетическим кварковым моделям и т. п.) ; 2) изменение научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований (напр. , возникновение квантово-релятивистской физики или синергетической модели космической эволюции). Научная революция является сложным поэтапным процессом, имеющим широкий спектр внутренних и внешних, т. е. социокультурных, исторических, детерминаций, взаимодействующих между собой. К числу «внутренних» факторов научной революции относятся: накопление аномалий, фактов, не находящих объяснения в концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины; антиномий, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории (напр. , парадокс бесконечных значений, возникающий при объяснении в рамках классической теории излучения модели абсолютно «черного тела») ; совершенствование средств и методов исследования (новая приборная техника, новые математические модели и т. д.) , расширяющих диапазон исследуемых объектов; возникновение альтернативных теоретических систем, конкурирующих между собой по способности увеличивать «эмпирическое содержание» науки, т. е. область объясняемых и предсказываемых ею фактов.
Источник: В. Н. Порус
появление совершенно новой идеи, концепции, которая позволяет по-другому взглянуть на проблемы, решить вопросы или намного упростить (убыстрить, уменьшить затраты и т. п. ) при изготовлении продукции.