Вненаучное познание
Автор Егор Зубарев задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
Научное и вненаучное историческое познание. Методы исторического исследования. Историческое время и пространство. Концеп и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Научное познание является одной, но не единственной формой познавательного отношения человека к миру. В культуре существуют другие виды знания, которые организованы иначе, чем научные. Знание, существующее и функционирующее за пределами науки, может быть представлено как вненаучное знание. В настоящее время внутреннее единство вненаучного знания распалось. К нему могут быть отнесены обыденное, религиозное, мифологическое знания, которые не претендуют на научный статус и имеют иные функции в обществе: они ориентируют человека в обычных жизненных ситуациях, способствуют осмыслению своего бытия в мире, проявлению различных чувств и т. д. К вненаучному знанию относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым ее критериям. Зачастую такое знание выступает в виде наукообразных конструкций и объединяет людей не столько заинтересованных в достижении истинного знания, сколько нацеленных на реализацию либо личностных установок, либо каких-то социально-политических целей и идеалов. Такое знание часто называют псевдонаучным (этнонаука, квазинаука, лженаука и др.) . Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации. В качестве оснований демаркации выступают критерии научности, выработанные в научном сообществе. К таким критериям относятся, в частности, системность, логическая обоснованность, внутренняя непротиворечивость, воспроизводимость, проверяемость, возможность рациональной критики и др. Научное и вненаучное знания функционируют в едином культурном пространстве, испытывают влияние друг на друга и ведут постоянный диалог. Научное знание при таком взаимодействии получает возможность четче обозначить свои границы и трансформировать сложившийся тип научной рациональности. Что касается вненаучного знания, то оно также вынуждено менять механизмы своего становления и способы укоренения в культуре. При рассмотрении взаимодействия научного и вненаучного знаний необходимо учитывать, что некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его ареала, стиранию границ с научным, а при определенных социальных условиях – к вытеснению «нормального» научного знания и, соответственно, к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления. Подобная ситуация возможна в кризисные эпохи и, как правило, свидетельствует о «болезни» общества. Под методами исторического исследования понимаются методы изучения прошлого, т. е. методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех областях исторических исследований, до недавнего времени в отечественной литературе отсутствовала сколько-нибудь стройная классификация методов исторического познания. Одни авторы называли среди них: ретроспективный, монографический, статистический и т. д. другие исследователи предпочитали говорить в целом об "историческом методе", рассматривая его в качестве конкретизации общего мировоззренческого метода в области исторического познания. Ситуация решительно изменилась в 1987 г. , когда академик И. Д. Ковальченко опубликовал книгу "Методы исторического исследования". Автор более 30 лет плодотворно занимался изучением этой проблемы. Его монография - капитальный труд, в котором впервые в отечественной литературе дается систематическое изложение основных методов исторического познания. Причем, делается это в органической связи с анализом главных проблем методологии истории: роль теории и методологии в научном познании, место истории в системе наук, исторический источник и исторический факт, структура и уровни исторического исследования, методы исторической науки и т. д. К числу основных методов исторического познания Ковальченко И. Д. относит: 1.историко-генетический; 2.историко-сравнительный; 3.историко-типологический; 4. историко-системный.
Каковы основные формы познания в философии?
Основные формы познания
Вненаучное познание
a) вненаучное наивное познание
b)
подробнее...
Роль науки в жизне общества. Плюсы и минусы)
Плюсы понятны и очевидны. А минус есть один, но он может перевесить все плюсы - ученый когда
подробнее...
формы и типы вненаучного знания
Вненаучные знания могут быть:
паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим
подробнее...
что такое культурная картина мира?
Культурная (понятийная) картина мира — отражение реального мира через
призму понятий,
подробнее...
Что такое эзотерика?
Эзотерика является специальным учением, которое доступно только посвященным. Это в широком смысле
подробнее...
Чем отличается философия от науки?
В ХХ веке отношение между философией и науками существенно изменяется.
Несмотря на
подробнее...
Охарактеризуйте науку как особую систему знаний. Охарактеризуйте науку как особую систему знаний.
Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука — это особая система знаний. В
подробнее...
как осуществляется познавательная деятельность человека
Наука один из множества видов познаний. Виды познавательной деятельности. обыденно-практическое,
подробнее...
Что объединяет, в чем различие этих понятий? ? философия - наука философия - религия философия - искусство
Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
Является ли
подробнее...
1.Охарактеризуйте науку как особую систему знаний.
Наука- знания о известном, философия - знание о неизвестном. Особенность этой системы в сборе,
подробнее...
Какое знание относится к научному? Чем различается научное, обыденное и художественное знание?
вот пример научного знания- если вы засунете два пальцав розетку вас изрядно долбанет током.
подробнее...
В мифологии каких стран фигурируют БЛИЗНЕЦЫ?
Появление на свет близнецов на ранних ступенях существования человечества завораживало умы и давало
подробнее...