Автор M@ri Li ON задал вопрос в разделе Литература
образ автора в поэме " мёртвые души" и получил лучший ответ
Ответ от Настя Егорова[эксперт]
Гоголь, как и Лермонтов в «Герое нашего времени», хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести людей из забвения, в которой «спит ум». Это совпадение позиций Гоголя и Лермонтова продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы и современное поколение, которое «смеется над неразумием своих предков», может быть, «самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также посмеются потомки». Лирическое отступление в десятой главе «Мертвых душ» во многом совпадают по звучанию с «Думой» Лермонтова. Однако Лермонтов в своем романе обращался к человеку, способному подняться на «горные вершины» духа, Гоголь же делает героем современной эпохи «подлеца», и уже в этом сказывается представление Гоголя о низменности, приземленности современной ему жизни. Для героев Лермонтова существуют поэтические начала жизни, в них живет готовность к подвигу и потребность в любви, их мучит будничность, им доступна красота мира, они наделены волей к борьбе. Гоголь считает, что быт заслонил от современного ему человека великие вопросы, что «тысяча… мелочей…кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела».Гоголь видит в себе «историка предлагаемых событий». О «тане мелочей», о ничтожных людях и нелепых событиях Гоголь пишет обстоятельно, так как именно «дрязг жизни», с точки зрения писателя, заполняет бытие современного человека. При этом писатель умеет посмотреть на привычное потрясенным взглядом и увидеть в обыденном чудовищное. Потрясение вызвано возвышенностью идеалов, резким диссонансом мечты и действительности. Чичиков не замечает грубости жизни. Слыша в толпе подгулявших чиновников: «Врешь, пьяница», «Ты не дерись, невежа!», - герой не обратит на это никакого внимания.Автор «Мертвых душ» уже не романтический юноша, не герой «Невского проспекта». Но искусство вечно несет в себе эту юношескую потрясенность при встрече со злом, это юношеское несогласие с несовершенством в жизни. Поэтому художник, споря с нами, упрекая нас, смеясь над нами, хочет вернуть человеку, прикоснувшемуся к его книге, «свежее, тонкое понимание». Признаваясь, что охлаждение коснулось и его сердца, Гоголь в писательстве избавляется от «безучастного молчания» и призывает нас забирать «с собой путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество», все человеческие движения.Текст «Мертвых душ» пестрит скрытыми цитатами из Пушкина. Образ Руси-тройки напоминает «гордого коня» в «Медном всаднике». Сходны даже вопросы, обращенные к символистическому образу Родины «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ!» - «Куда ты скачешь, гордый конь?». В повести о капитане Копейкине отчасти спародировано вступление к той же поэме. Эти совпадения далеко не случайны. Сближение начинается с определения авторами жанра произведения: повесть о капитане Копейкине названа «в некотором роде целой поэмой», поэма «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть». У Гоголя столкновение «маленького» человека и государства рассмотрено как происшествие внешне комическое, а по существу трагическое.Стиль повести о капитане Копейкине обусловлен манерой рассказчика – почтмейстера. Гоголь парадирует не Пушкина, а неспособность «небокоптителей» подняться до поэтического осмысления жизни.Вспомним лирическое отступление в начале седьмой главы. «Счастливый поэт» у Гоголя наделен той душевной высотой, которая свойственна его героям. В лирическом отступлении, как во всяком художественном тексте, отношения «счастливого поэта» даны обобщенно, чем в статье, тем более что имени Пушкина Гоголь здесь не называет. Образ подсказан, несомненно, обликом Пушкина, о чем говорят и почти прямые совпадения строк из статьи и поэмы. Гоголь явил своим творчество м новый этап литературы, и, оставаясь кругу идей Пушкина, он не может не полемизировать с ним. Судьба «непризнанного писателя» определенна тем, что он дерзнул «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». Воинственность толпы, не при
Это у тебя, тема для сочинения...
Основные положения статьи Н. М. Азаровой «Текст» , касающиеся темы "Образ автора в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"Поскольку жанр поэмы предполагает равноправие лирического и эпического начал, без авторского слова обойтись в этом произведении невозможно. Лирическое начало в поэме «Мёртвые души» реализуется именно в авторских отступлениях.Не являясь героем поэмы, автор «Мёртвых душ» выступает в ней как лирический герой. Представление о лирическом герое читатель получает, анализируя литературные взгляды и размышления Гоголя об избранности писателя, о двух типах писателей, о двух типах портретов, о языке художественного произведения, о выборе главного героя. Автор делится с читателем своими творческими замыслами: “И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма”. Автор беседует с читателем о своём положительном идеале, говорит о своём отношении к Чичикову.Автор постоянно общается с читателем, причём в отношении к читателю частенько сквозит ирония, скрытая под стремлением угодить. Вот как Гоголь обращается к дамам-читательницам: “Дамам он [Чичиков] не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство… ” Автор поэмы пытается предугадать отношение читателя к главному герою, представить возможную реакцию читателя.Автор выступает в своём лиро-эпическом произведении и как рассказчик. Некоторые его высказывания связывают отдельные эпизоды поэмы, играют важную композиционную роль: “…Мне пора возвратиться к нашим героям, которые стояли уже несколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперёд”. Другие высказывания автора связывают отдельные эпизоды или лирические отступления с основным повествованием.Соотношение лирического и эпического начал в поэме является средством выражения авторской позиции. Обобщающие отступления, связанные с эпической частью, раскрывают отношение автора к героям. Авторская позиция выражается и через восприятие Чичикова. Иногда сложно отделить мысли Чичикова от лирических отступлений: “Эх, русский народец! Не любит умирать своею смертью!.. ”Кроме того, для исчерпывающего понимания образа автора в поэме «Мёртвые души» можно сказать и о том, что в эпической части Н. В. Гоголь выступает как новатор-реалист, а в лирической — как поэт-романтик.
Образ дороги в "Мертвых душах". Помогите)
Поэма «Мертвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя -
подробнее...
Характеристика всех чиновников в "Мертвых душах"
Тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через все творчество Н. В. Гоголя.
подробнее...
Как раскрывается образ чиновничества в Мёртвых душах
Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал:
подробнее...
Как перекликаются "Божественной комедии Данте и замысел "Мертвых душ" Н. В. Гоголя?
Гоголь замышляет свою поэму «Мертвые души» как подобную Данте, но современную эпопею о восхождении
подробнее...
Мертвые души. Характеристика помещиков. Помогите пожалуйста написать характеристику 2х помещиков.
Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных
подробнее...
в каком качестве выступил в поэме автор мертвые души?
Автор "Мертвых душ" - более, чем автор, более, чем просто рассказчик. Он как бы незримо
подробнее...
Чиновники - мертвые души в поэме Гоголя мертвые души. Доказать, что чиновники мертвые души. Небольшое сочинение
Чиновники города NN в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1) Тема бюрократии, чиновничьего произвола
подробнее...
Образ города в поэме Гоголя «Мертвые души» - сочинение
Как и в комедии "Ревизор", в "Мертвых душах" Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы
подробнее...
Помогите. Скажите. О чем повесть Гоголя "Мертвые души". Смысл.
Поэма "Мертвые души" была написана в то время, когда в России господствовало крепостное право.
подробнее...
образ дороги в произведениях. помогите написать сочинение по искусству нужно как минимум три произведение
Война и мир Л. Н. Толстой
Мотив дороги и его философское звучание в произведениях
подробнее...
Сочинение: образ дороги в поэме "Мертвые души" Гоголя
В дорогу! в дорогу!. . Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и
подробнее...
Помогите найти сочинение Н. В. Гоголя "Мёртвые души" на темы: "Образ автора", "Живые и мёртвые души"!
Образ автора: Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» своеобразна по своему жанру: это не роман, не
подробнее...
Как в поэме Н. В. Гоголя "мертвые души" связаны история "подлеца Чичикова и " повесть о капитане Копейкине"?
«Повесть о капитане Копейкине» остается в значительной мере загадочной вставкой в «Мертвые души» .
подробнее...
таблица мертвые души лирическое отступление
РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В ПОЭМЕ«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Лирическими отступлениями пронизано
подробнее...
Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Как и в комедии “Ревизор”, в “Мертвых душах” Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы
подробнее...