обыденный храм



Обыдённая церковь

Автор Madeleine задал вопрос в разделе Города и Страны

История обыденной церкви в России? В каких городах построена? Особенности? и получил лучший ответ

Ответ от Ivan nemo[гуру]
Иногда строились церкви по обету всего народа для умилостивления Бога, в отвращение каких-либо общественных бедствий, и строились обыкновенно в один день, отчего и назывались обетными и обыденными. Согласно технологии возведения таких церквей, в столярных цехах заранее готовятся основные модули храма. Затем эти конструкции легко собираются на стройплощадке в течение одного дня. Вмещает такой храм в среднем 150 человек, что составляет примерный размер небольшой приходской общины, которую окормляет один священник. Такую церковь построили новгородцы в 1390 г. , когда между ними свирепствовало моровое поветрие, за Софийским собором во имя святого Афанасия: в один день привезено было дерево из леса, срублена церковь, поставлена, освящена самим владыкою Иоанном и в ней совершена литургия. Такую же обыденную церковь и во имя святого Афанасия поставили у себя псковитяне в 1407 г. по случаю великого мора. В 1417 г. , когда страшная язва опустошала многие северные наши города, построены были две обыденные церкви: одна в Новгороде во имя святой Анастасии, а другая - новоторжцами в их городе во имя святого Афанасия. В 1420 г. в Пскове по случаю мора построена обыденная церковь Всемилостивого Спаса, а в 1442 г. по случаю нового мора построена там же еще обыденная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Впервые упоминание об обыденных церквях мы находим в истории Успенского монастыря (Тверь), при иноках Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церквушка, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию». Основание монастыря относится к 1110 году. В XVI веке монастырь был перенесен ближе к реке Волге, на то место, где он находится сегодня. В 1530-х годах князем Андреем Ивановичем здесь строится белокаменный Успенский собор, а через сорок лет, в 1570 году, по велению царя Ивана Грозного была выстроена Введенская церковь.
Наиболее замечательное здание в Ивангороде это упраздненная церковь во имя Св. Николая Чудотворца, которая по преданию была построена по повелению Царя Иоанна Васильевича IV, в 1558 г. по взятии Нарвы, в течение суток, поэтому и носит название "обыденной" или суточной; но вероятнее что обыденная церковь не выстроена Иоанном IV вновь, а только расширена и украшена уже ранее существовавшая в Ивангороде церковь Св. Николая Чудотворца, первоначальное основание которой относят к концу XV или началу XVI столетия.
Сохранилась до наших дней церковь Илии Пророка, стоящая во 2-ом Обыденском переулке (Москва.) В годы жестоких гонений советского государства на христианство она оставалась очагом веры на Остоженке. Именно сюда были перенесены некоторые святыни из разрушенного Зачатьевского монастыря.
Переулок получил название по храму, который москвичи до сих пор называют «Ильей Обыденским». Дело в том, что нынешнее здание церкви XVIII в. было выстроено на месте старого деревянного храма, возведенного в основном «обыдень» , за один день. По легенде, в старину на этом месте попал в сильную грозу молодой князь. Он дал обет, что если останется жив, то за день построит деревянную церковь во имя Илии Пророка. Так и произошло, а в петровское время здесь поставили каменный храм.
Замечательна еще обыденная церковь св. Василия (Владимир-Волынский) , построенная, по преданию, святым Владимиром в один день. В церкви сохранился в наружной стене камень с древнею славянскою надписью 1194 г. "
к сожалению, фотографий обыденных храмов найти невозможно по причинам вполне понятным, впрочем: В городе Кемерово будет возведена первая в России "обыденная" церковь, сообщает официальная пресс-служба Кемеровской и Новокузнецкой епархии. На постройку храма потребуются всего одни сутки. Строительство начнется 6 апреля и закончится 7 апреля, т. е. сегодня

Ответ от Michel Griboff[гуру]
В новгородских и псковских землях существовал и особый обычай борьбы с эпидемиями. Считалось, что остановить инфекцию можно постройкой специального храма. Его возведение должно было занимать всего один день, отсюда он назывался обыденным, или однодневным. По-другому такие церкви именовались обетными.
Почему считалось, что храм, возведенный в столь сжатые сроки, обладает особой спасительной силой? Обычно церкви становились «чистыми и святыми» только после обряда освящения. До этого времени они почти ничем не отличались от обычных зданий, а значит, могли быть легко осквернены, например, входом в них собаки. После этого требовалось новое освящение храма. Более того, по народным поверьям, даже к освященному храму «черт близок» .
А вот обыденная (однодневная) церковь была гарантирована от вмешательства «нечистой силы» , которая не могла заглянуть в храм даже во время постройки, так как она не прекращалась ни на одну минуту. Таким образом, внутреннее пространство обыденной церкви оставалось совершенно недоступно для всякой нечисти. Священное здание, возведенное таким образом, становилось талисманом, защищающим от болезни, олицетворением безусловной чистоты, необычайности и таинственности. Акт его строительства «всем миром» , в котором принимали участие все жители города, символизировал их единение перед лицом грозной опасности под покровом символического заступника.
Традиция строительства однодневных храмов была известна в Новгороде издавна. Так, церковь, построенную во время мора 1390 года во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, уже можно отнести к обыденным. Но расцвет данного обычая относится к XVI веку.
В строительстве и посвящении однодневных храмов зачастую проявлялись и политические аспекты эпохи. В Новгороде в XVI веке известен случай, когда святого, во имя которого будет освящен обыденный храм, выбирали по жребию все жители города. «Мор» 1508 года был воспринят жителями как наказание за грехи. Во искупление этих прегрешений 15 октября была возведена обетная церковь, освященная в честь Похвалы Богоматери. Она, как и иконы на этот сюжет, должна была стать воплощением особо торжественной части церковной службы —акафиста — во время пения которого нельзя было садиться. Таким образом, храм олицетворял собой молитву новгородцев о спасении, просьбу всемилостивой Богородице о защите города и его жителей. До наших дней это здание не сохранилось, но в ряде источников XVII века оно уже упоминается как один из семи главных новгородских соборов.
В следующий раз «моровое поветрие» посетило город в 1527 году. По выражению летописца, мор был «зело страшен» . С особой силой эпидемия свирепствовала в Деревской пятине Новгорода. По этому случаю в Кремле 21 ноября на средства, собранные горожанами («пометные деньги») , была возведена другая обыденная церковь, освященная в честь Покрова Богоматери.
Москвичи стремились перехватить инициативу возведения обыденных храмов, лишить ее новгородской специфики. В 1553 году две деревянные церкви по случаю мора велел построить царь Иван IV Грозный. Первая из них была освящена во имя святого Кирилла Белозерского, а вторая — в честь святого Христофора. Случай, когда обыденная церковь строится по указу великого князя, встречается в новгородских летописях впервые. (*Особенности московских церквей - см. комментс)
Строительство обыденных, или однодневных, церквей во второй половине XVI века скорее всего прекратилось. Исчезли упоминания об этих постройках в новгородских летописях. Возможно, причиной этого стало желание центральных властей лишить новгородцев возможности проявления даже малейшей самостоятельности, объединения горожан в едином порыве.
P.S.: В ссылке ниже - блестящее исследование по этой теме!

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: История обыденной церкви в России? В каких городах построена? Особенности?
Обыденный храм на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Обыденный храм
Олимп на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Олимп
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*