Автор Андрей Котоусов задал вопрос в разделе Наука, Техника, Языки
Что такое омулёвая бочка? Где найти чертежи славного корабля? и получил лучший ответ
Ответ от Лёка[гуру]
В основе известной песни лежит стихотворение сибирского учителя, краеведа и литератора Дмитрия Давыдова (1811-1888) "Дума беглеца на Байкале". "Славный корабль, омулевая бочка" - в данном случае это не метафора, а реальная ситуация: герой пытается переплыть Байкал, используя вместо лодки большую бочку от омуля, иронизирует над собой и поет эту песню.. .
Основным промысловой рыбой на Байкале являлся омуль. Случалось, что в июле за одну тоню выбирали до 50 бочек омуля (в одну бочку входило в среднем до 20 пудов). Кроме того, вылавливали хариуса, осетра, тайменя, сига. Пойманную рыбу в основном засаливали. Технология приготовления рыбы была примитивной, засолка производилась неаккуратно, грубой каменной солью, дающей значительный осадок, что очень сильно снижало вкус рыбы.
Из всех бондарных изделий была наиболее распространенной – бочка. Говорят, что раньше в омулевой бочке можно было засолить 500 омулей, современных же омулей здесь может поместиться несколько тысяч.
Начиналась она с выбора добротного дерева. Искали дерево постарше, ведь чем оно старше, тем крепче посуда. Широко известное в прошлом сибирское топленое масло транспортировалось в бочках из кедровой клепки. Из нее же делались омулевые бочки. На стандартную кадушку шло 30-35 лотков. Лотки тщательно просушивались. Бондарь потом стягивал и дотягивал лотки, получая в итоге бочку. В течение нескольких дней её сушили, затем закаливали изнутри (наполняли стружками, поджигали их и перекатывали изделие с бока на бок до тех пор, пока лотки не приобретут золотистый цвет). Затем осаживали на обручи, чтобы лотки плотно прижались друг к другу. У мастера это получалось настолько ловко, что поначалу казалось - его бочки выдолблены из цельного дерева. Изготавливали бочки, разные по объему.
По словам мастеров, как ни крути, а минимум семь дней работы одной кадушке отдай. Зато потом много лет покупатель был благодарен ее создателю. Но это было давно. Сегодня бочками почти не пользуются.. .
Но если все же нужны инструкции по производству, то добро пожаловать на ссылка.
ссылка
Съездите в Иркутск-там в музее покажут и бочку и чертежи того корабля!...
Легенды о Байкале. Омулевая бочка.
СЛАВНОЕ МОРЕ
Любимые песни Сергея Иваныча
Герман ДРОБИЗ
Не всякому поведает Сергей Иваныч свое непростое прошлое. А только тому, кто нальет. Кто поднесет стопарик-другой, даст закусить ржаным ломтем, сельдяным хвостом. Опрокинет он стопарь, занюхает хлебушком, жевнет сельдяной хвостик, вздохнет:
– Это не рыба. Кто байкальского омуля не едал – рыбы не видал. Байкал, скажу тебе, мил друг, славное море. Удивительное, легендарное. Священное, можно сказать. Славное море – священный Байкал. И удивительное во многих отношениях. На чем, думаешь, удобнее всего пересечь Байкал? На лодке? На паруснике? Представь, самый славный тамошний корабль – бочка из-под соленого омуля. Славный корабль – омулевая бочка! Сам убедился, когда бежал с каторги. А подсобил мне один старый товарищ. Объяснил, как от горной стражи спастись, чтобы пуля стрелка миновала. Как в тайге от зверя не сгинуть. Как идти по дальним селам, где крестьянки будут снабжать хлебом, а парни – махоркой.
– Ладно, – говорю, – но как я Байкал переплыву? Кто же возьмет на борт беглого каторжника?
– Чудак, – отвечает, – выйдешь на берег, там полно омулевых бочек. Садись в любую, наладь парус из тряпья – и плыви с богом.
Прав оказался товарищ! Как сейчас помню: соорудил парус из своего кафтана – и поплыл! Плыву и от радости ору: “Славное море – священный Байкал! Славный корабль – омулевая бочка! Славный мой парус – кафтан дыроватый! ”
...Эх, был бы талант, сочинил бы про свой побег песню. Такую душевную, чтобы ее весь народ полюбил и запел. Но нету таланта. Жаль.. . Наливай!
ЕКАТЕРИНБУРГ
© "Литературная газета", 2001
В основе песни - стихотворение сибирского учителя, краеведа и литератора Дмитрия Давыдова (1811-1888) "Дума беглеца на Байкале", опубликованное им в 1858 году в Петербургской еженедельной газете "Золотое руно". В 1863 текст песни "Славное море - священный Байкал" появляется в "Современнике" в статье "Арестанты в Сибири" как образец арестантского творчества - то есть, уже к 1863 году песня стала народной.
Первоисточником мелодии, как и мелодии студенческой песни "Медленно движется время", называют припев польской повстанческой песни "За Неман", хотя они не особо похожи. Некоторые сборники указывают автором музыки Ю. Арнольда - возможно, он обработчик мелодии, или в данном случае имеется в виду какой-то другой мотив. На практике исполняется 5 куплетов (в авторской версии - 11). В 1941 песня обработана Г. Свиридовым для голоса со смешанным оркестром.
Славный корабль, омулевая бочка. В данном случае это не метафора, а реальная ситуация: герой пытается переплыть Байкал, используя вместо лодки большую бочку от омуля, иронизирует над собой и поет эту песню.
Хлебом кормили крестьянки меня.. .Местное население снабжало беглецов в пути следования - таков был обычай, причем не только в Сибири, а и далее, в Приуралье. Короленко в воспоминаниях пишет, что в Пермском крае, где он отбывал ссылку, в XIX веке было принято на ночь выставлять у дома молоко или хлеб "для беглых из Сибири". Шансы встретить там беглого были небольшие, но обычай соблюдался.
"Славное море - священный Байкал"?
Скорее всего, в песне имеется ввиду рыболовецкий струг - и по форме, из-за пузатых бортов, напоминающий бочку ( "Его основной особенностью был угловатый обвод опругов - шпангоутов, ребром деливший корпус на поверхности слегка разваленных бортов и плоского, несколько приподнятого в нос и корму, дна.. .-© h ttp://) и нередко наполняемый омулем - эндемиком Байкала.. .
А конструкцию сей "бочки" найти несколько затруднительно, ибо Яндекс по запросу "струг конструкция" даёт 13 тысяч страниц ссылок.. .По первым 10-и найденным обнаружил только описания, вот как в указанной выше статье.
Когда около трёх столетий назад русские люди пришли на берега озера, здесь уже царили духи и божества, освящённые бурятскими верованиями. Славяне пришли со своими божествами, и этот синтез культур вызвал к жизни занимательнейшие сюжеты. Заслуга Василия Пантелеймоновича в том и состоит, что он сумел познать, отыскать истоки верований — и бурятские, и якутские — и дать своё, славянское, понимание феномена Байкала. Не случайно в его сказках живут и русские персонажи, прекрасные богатыри, рыболовы. Это мечта народов Сибири, живущих вокруг Байкала, – о бездонной омулёвой бочке, способной накормить всех добрых людей.
Случилось это очень давно. Но русские тогда уже промышляли омуля на Байкале и в рыболовецком деле не уступали коренным жителям Славного моря - бурятам да эвенкам.
А первым среди умельцев-добытчиков значился дедко Савелий - недаром в вожаках полжизни проходил и морем кормился сызмальства. Крепко свое дело знал старый рыбак: подходящее место найти и время для лова выбрать верное - это уж из его рук не выскочит. Родову свою дедко Савелий вел от рыбаков поселения русского Кабанска. А кто не знает, что кабанские рыбаки по всему Славному морю за самых фартовых считались!
Излюбленным угодием дедка Савелия был Баргузинский залив, где он и неводил чаще всего. Плес этот близок от Кабанска, но байкальскому рыбаку приходится выезжать зачастую и дальше: в поисках омулевых косяков на одном месте не засидишься.
Вот здесь-то как-то утром после удачного замета рыбаки позавтракали жирной омулевой ушицей, напились крепкого чаю и расположились у моря на отдых. И потекла у них беседа о том, о сем, а больше - о той же рыбе, о ее повадках, о тайнах морских глубин.
А был в этой артели особо пытливый парень, большой охотник послушать бывалых рыбаков, у которых уму-разуму набраться можно. Хлебом молодца не корми, а уж если что запало в душу - дай разобраться, без этого и спать не ляжет, себе и людям покоя не даст. Звали парня того Гаранькой, а родом он был откуда-то издалека, потому и хотелось ему побольше узнать о Славном море. Неспроста он дедка Савелия держался близко и все норовил выведать у него что-нибудь, донимал вопросами всякими, а у того и в привычке не было, чтоб с ответом медлить: всегда человека уважит.
И на этот раз Гаранька сидел рядом с дедком Савелием и слушал все, о чем он рассказывал, а потом вдруг и спросил его:
- А правда, что здешние ветры имеют власть над рыбами?
На это дедко Савелий ответил не сразу. Поглядел он на Гараньку с удивлением и спросил:
- О бочке, что ль, прослышал?
Гаранька того больше удивился.
- О какой такой бочке? Ничего не знаю. . .
- Есть такая. . .омулевая. Особенная она, бочка та. Волшебная. . .
У Гараньки даже дух захватило от услышанных слов, он и пристал к дедку Савелию:
- Так расскажи о ней. Расскажи, дедко!
Древесина кедра обладает несильным, но очень стойким запахом, сохраняющимся многие десятилетия и даже столетия. В платяном шкафу из древесины кедра не заводится моль, из хвойных только кедровая древесина пригодна для упаковки пищевых продуктов. Так омулевые бочки всегда делали из кедра.
Интересно...
Как называется песня? про Байкал
Славное море, священный Байкал.
Песня
Славное море - священный Байкал!
подробнее...
знаю несколько слов из песни а нужен полный текст, там такие слова:
Славное море - священный Байкал
слова Д. Давыдова, музыка неизв. автора
Славное море -
подробнее...
Где на чистых прудах (в р-не улицы Мясницкая) можно покушать русские щи?
Омулевая бочка- ресторан
Адрес
м. Китай-город, Чистые пруды, Курская
Покровка ул. ,
подробнее...
Что такое баргузин?
Вот что о Баргузине на
БАРГУЗИН
Славное море – священный Байкал,
Славный
подробнее...
Какие вы знаете песни о Байкале?
Славное море - священный Байкал!
Славный корабль - омулевая бочка!
Эй, баргузин,
подробнее...
Какая рыба живёт только в озере Байкал?
Рыбы, в Байкале в настоящее время насчитывают 58 видов рыб, к эндемикам относят 27 видов. Наиболее
подробнее...