омулевая бочка



Автор Андрей Котоусов задал вопрос в разделе Наука, Техника, Языки

Что такое омулёвая бочка? Где найти чертежи славного корабля? и получил лучший ответ

Ответ от Лёка[гуру]
В основе известной песни лежит стихотворение сибирского учителя, краеведа и литератора Дмитрия Давыдова (1811-1888) "Дума беглеца на Байкале". "Славный корабль, омулевая бочка" - в данном случае это не метафора, а реальная ситуация: герой пытается переплыть Байкал, используя вместо лодки большую бочку от омуля, иронизирует над собой и поет эту песню.. .
Основным промысловой рыбой на Байкале являлся омуль. Случалось, что в июле за одну тоню выбирали до 50 бочек омуля (в одну бочку входило в среднем до 20 пудов). Кроме того, вылавливали хариуса, осетра, тайменя, сига. Пойманную рыбу в основном засаливали. Технология приготовления рыбы была примитивной, засолка производилась неаккуратно, грубой каменной солью, дающей значительный осадок, что очень сильно снижало вкус рыбы.
Из всех бондарных изделий была наиболее распространенной – бочка. Говорят, что раньше в омулевой бочке можно было засолить 500 омулей, современных же омулей здесь может поместиться несколько тысяч.
Начиналась она с выбора добротного дерева. Искали дерево постарше, ведь чем оно старше, тем крепче посуда. Широко известное в прошлом сибирское топленое масло транспортировалось в бочках из кедровой клепки. Из нее же делались омулевые бочки. На стандартную кадушку шло 30-35 лотков. Лотки тщательно просушивались. Бондарь потом стягивал и дотягивал лотки, получая в итоге бочку. В течение нескольких дней её сушили, затем закаливали изнутри (наполняли стружками, поджигали их и перекатывали изделие с бока на бок до тех пор, пока лотки не приобретут золотистый цвет). Затем осаживали на обручи, чтобы лотки плотно прижались друг к другу. У мастера это получалось настолько ловко, что поначалу казалось - его бочки выдолблены из цельного дерева. Изготавливали бочки, разные по объему.
По словам мастеров, как ни крути, а минимум семь дней работы одной кадушке отдай. Зато потом много лет покупатель был благодарен ее создателю. Но это было давно. Сегодня бочками почти не пользуются.. .
Но если все же нужны инструкции по производству, то добро пожаловать на ссылка.
омулевая бочка
ссылка

Ответ от Навигатор[гуру]
Съездите в Иркутск-там в музее покажут и бочку и чертежи того корабля!...

Ответ от Нонна Курганская[гуру]
Легенды о Байкале. Омулевая бочка.

Ответ от Кошачья морда[гуру]
СЛАВНОЕ МОРЕ
Любимые песни Сергея Иваныча
Герман ДРОБИЗ
Не всякому поведает Сергей Иваныч свое непростое прошлое. А только тому, кто нальет. Кто поднесет стопарик-другой, даст закусить ржаным ломтем, сельдяным хвостом. Опрокинет он стопарь, занюхает хлебушком, жевнет сельдяной хвостик, вздохнет:
– Это не рыба. Кто байкальского омуля не едал – рыбы не видал. Байкал, скажу тебе, мил друг, славное море. Удивительное, легендарное. Священное, можно сказать. Славное море – священный Байкал. И удивительное во многих отношениях. На чем, думаешь, удобнее всего пересечь Байкал? На лодке? На паруснике? Представь, самый славный тамошний корабль – бочка из-под соленого омуля. Славный корабль – омулевая бочка! Сам убедился, когда бежал с каторги. А подсобил мне один старый товарищ. Объяснил, как от горной стражи спастись, чтобы пуля стрелка миновала. Как в тайге от зверя не сгинуть. Как идти по дальним селам, где крестьянки будут снабжать хлебом, а парни – махоркой.
– Ладно, – говорю, – но как я Байкал переплыву? Кто же возьмет на борт беглого каторжника?
– Чудак, – отвечает, – выйдешь на берег, там полно омулевых бочек. Садись в любую, наладь парус из тряпья – и плыви с богом.
Прав оказался товарищ! Как сейчас помню: соорудил парус из своего кафтана – и поплыл! Плыву и от радости ору: “Славное море – священный Байкал! Славный корабль – омулевая бочка! Славный мой парус – кафтан дыроватый! ”
...Эх, был бы талант, сочинил бы про свой побег песню. Такую душевную, чтобы ее весь народ полюбил и запел. Но нету таланта. Жаль.. . Наливай!
ЕКАТЕРИНБУРГ
© "Литературная газета", 2001

Ответ от Пользователь удален[гуру]
В основе песни - стихотворение сибирского учителя, краеведа и литератора Дмитрия Давыдова (1811-1888) "Дума беглеца на Байкале", опубликованное им в 1858 году в Петербургской еженедельной газете "Золотое руно". В 1863 текст песни "Славное море - священный Байкал" появляется в "Современнике" в статье "Арестанты в Сибири" как образец арестантского творчества - то есть, уже к 1863 году песня стала народной.
Первоисточником мелодии, как и мелодии студенческой песни "Медленно движется время", называют припев польской повстанческой песни "За Неман", хотя они не особо похожи. Некоторые сборники указывают автором музыки Ю. Арнольда - возможно, он обработчик мелодии, или в данном случае имеется в виду какой-то другой мотив. На практике исполняется 5 куплетов (в авторской версии - 11). В 1941 песня обработана Г. Свиридовым для голоса со смешанным оркестром.
Славный корабль, омулевая бочка. В данном случае это не метафора, а реальная ситуация: герой пытается переплыть Байкал, используя вместо лодки большую бочку от омуля, иронизирует над собой и поет эту песню.
Хлебом кормили крестьянки меня.. .Местное население снабжало беглецов в пути следования - таков был обычай, причем не только в Сибири, а и далее, в Приуралье. Короленко в воспоминаниях пишет, что в Пермском крае, где он отбывал ссылку, в XIX веке было принято на ночь выставлять у дома молоко или хлеб "для беглых из Сибири". Шансы встретить там беглого были небольшие, но обычай соблюдался.

Ответ от Ѐоман Баштынский[гуру]
"Славное море - священный Байкал"?
Скорее всего, в песне имеется ввиду рыболовецкий струг - и по форме, из-за пузатых бортов, напоминающий бочку ( "Его основной особенностью был угловатый обвод опругов - шпангоутов, ребром деливший корпус на поверхности слегка разваленных бортов и плоского, несколько приподнятого в нос и корму, дна.. .-© h ttp://) и нередко наполняемый омулем - эндемиком Байкала.. .
А конструкцию сей "бочки" найти несколько затруднительно, ибо Яндекс по запросу "струг конструкция" даёт 13 тысяч страниц ссылок.. .По первым 10-и найденным обнаружил только описания, вот как в указанной выше статье.

Ответ от Говорящая с Ветром[гуру]
Когда около трёх столетий назад русские люди пришли на берега озера, здесь уже царили духи и божества, освящённые бурятскими верованиями. Славяне пришли со своими божествами, и этот синтез культур вызвал к жизни занимательнейшие сюжеты. Заслуга Василия Пантелеймоновича в том и состоит, что он сумел познать, отыскать истоки верований — и бурятские, и якутские — и дать своё, славянское, понимание феномена Байкала. Не случайно в его сказках живут и русские персонажи, прекрасные богатыри, рыболовы. Это мечта народов Сибири, живущих вокруг Байкала, – о бездонной омулёвой бочке, способной накормить всех добрых людей.

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Случилось это очень давно. Но русские тогда уже промышляли омуля на Байкале и в рыболовецком деле не уступали коренным жителям Славного моря - бурятам да эвенкам.
А первым среди умельцев-добытчиков значился дедко Савелий - недаром в вожаках полжизни проходил и морем кормился сызмальства. Крепко свое дело знал старый рыбак: подходящее место найти и время для лова выбрать верное - это уж из его рук не выскочит. Родову свою дедко Савелий вел от рыбаков поселения русского Кабанска. А кто не знает, что кабанские рыбаки по всему Славному морю за самых фартовых считались!
Излюбленным угодием дедка Савелия был Баргузинский залив, где он и неводил чаще всего. Плес этот близок от Кабанска, но байкальскому рыбаку приходится выезжать зачастую и дальше: в поисках омулевых косяков на одном месте не засидишься.
Вот здесь-то как-то утром после удачного замета рыбаки позавтракали жирной омулевой ушицей, напились крепкого чаю и расположились у моря на отдых. И потекла у них беседа о том, о сем, а больше - о той же рыбе, о ее повадках, о тайнах морских глубин.
А был в этой артели особо пытливый парень, большой охотник послушать бывалых рыбаков, у которых уму-разуму набраться можно. Хлебом молодца не корми, а уж если что запало в душу - дай разобраться, без этого и спать не ляжет, себе и людям покоя не даст. Звали парня того Гаранькой, а родом он был откуда-то издалека, потому и хотелось ему побольше узнать о Славном море. Неспроста он дедка Савелия держался близко и все норовил выведать у него что-нибудь, донимал вопросами всякими, а у того и в привычке не было, чтоб с ответом медлить: всегда человека уважит.
И на этот раз Гаранька сидел рядом с дедком Савелием и слушал все, о чем он рассказывал, а потом вдруг и спросил его:
- А правда, что здешние ветры имеют власть над рыбами?
На это дедко Савелий ответил не сразу. Поглядел он на Гараньку с удивлением и спросил:
- О бочке, что ль, прослышал?
Гаранька того больше удивился.
- О какой такой бочке? Ничего не знаю. . .
- Есть такая. . .омулевая. Особенная она, бочка та. Волшебная. . .
У Гараньки даже дух захватило от услышанных слов, он и пристал к дедку Савелию:
- Так расскажи о ней. Расскажи, дедко!

Ответ от ALEksANDROID[гуру]
Древесина кедра обладает несильным, но очень стойким запахом, сохраняющимся многие десятилетия и даже столетия. В платяном шкафу из древесины кедра не заводится моль, из хвойных только кедровая древесина пригодна для упаковки пищевых продуктов. Так омулевые бочки всегда делали из кедра.

Ответ от Обзорщик Всея Руси[гуру]
Интересно...

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое омулёвая бочка? Где найти чертежи славного корабля?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*