Автор Никита Бурьян задал вопрос в разделе Литература
Гоголь. "Мертвые души" Какая главная проблема произведения. Какая основная тема произведения. И какие были отношения и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
По словам Гоголя, суть первого тома "Мертвых душ"
заключается в том, чтобы показать недостатки,
пороки и слабости русского человека:
"...В книге... изображен человек, взятый из нашего же
государства... Взят он больше затем, чтобы показать
недостатки и пороки русского человека, а не его
достоинства и добродетели, и все люди, которые
окружают его, взяты также затем, чтобы показать
наши слабости и недостатки; лучшие люди и
характеры будут в других частях..."
(Н. В. Гоголь, "К читателю от сочинителя",
предисловие ко второму изданию первого тома "Мертвых душ")
Основная проблема поэмы - это духовная смерть и
духовное возрождение человека.
Автор исследует причины нравственной деградации
помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие
последствия этого процесса.
Одновременно Гоголь, писатель с христианским мировоззрением,
не теряет надежды на духовное пробуждение своих героев.
О душевном воскресении Чичикова и Плюшкина Гоголь
собирался написать во втором и в третьем томах своего
произведения, однако этому замыслу не суждено
было осуществиться.
Источник: подробно
у Чичикова с помещиками, - я правильно вас понял?
Тематика и проблематика. В соответствии с главной идеей произведения — показать путь к достижению духовного идеала, на основе которого писателем мыслится возможность преобразования как государственной системы России, ее общественного устройства, так и всех социальных слоев и каждого отдельного человека — определяются основные темы и проблемы, поставленные в поэме «Мертвые души». Будучи противником любых политических и социальных переворотов, особенно революционных, писатель-христианин считает, что негативные явления, которые характеризуют состояние современной ему России, можно преодолеть путем нравственного самосовершенствования не только самого русского человека, но и всей структуры общества и государства. Причем такие изменения, с точки зрения Гоголя, должны быть не внешними, а внутренними, то есть речь вдет о том, что все государственные и социальные структуры, и особенно их руководители, в своей деятельности должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики. Так, извечную русскую беду - плохие дороги - можно преодолеть, по мнению Гоголя, не тем, чтобы поменять начальников или ужесточить законы и контроль за их исполнением. Для этого нужно, чтобы каждый из участников этого дела, прежде всего руководитель, помнил о том, что он ответственен не перед вышестоящим чиновником, а перед Богом. Гоголь призывал каждого русского человека на своем месте, при своей должности делать дело так, как повелевает высший - Небесный - закон.
Вот почему так широка и всеохватна оказалась тематика и проблематика гоголевской поэмы. В ее первом томе акцент сделан на всех тех негативных явлениях в жизни страны, которые необходимо исправить. Но главное зло для писателя состоит не в социальных проблемах как таковых, а в той причине, по которой они возникают: духовное оскудение современного ему человека. Именно потому проблема омертвения души становится в 1-м томе поэмы центральной. Вокруг нее группируются все остальные темы и проблемы произведения. «Будьте не мертвые, а живые души!» — призывает писатель, убедительно демонстрируя то, в какую бездну попадает тот, кто утратил живую душу. Но что подразумевается под этим странным оксюмороном — «мертвая душа», давшим название всему произведению? Конечно, не только сугубо бюрократический термин, использовавшийся в России XIX века. Зачастую «мертвой душой» называют человека, погрязшего в заботах о суетном. Галерея помещиков и чиновников, показанная в 1-м томе поэмы, являет перед читателем такие «мертвые души», поскольку всех их характеризует бездуховность, эгоистические интересы, пустая расточительность или поглощающая душу скупость. С этой точки зрения «мертвым душам», показанным в 1-м томе, может противостоять только «живая душа» народа, предстающая в авторских лирических отступлениях. Но, конечно, оксюморон «мертвая душа» толкуется писателем-христианином и в религиозно-философском смысле. Само слово «душа» указывает на бессмертие личности в ее христианском понимании. С этой точки зрения символика определения «мертвые души» содержит противопоставление мертвого (косного, застывшего, бездуховного) начала и живого (одухотворенного, высокого, светлого). Своеобразие позиции Гоголя состоит в том, что он не только противопоставляет эти два начала, а указывает на возможность пробуждения живого в мертвом. Так в поэму входит тема воскрешения души, теме пути к ее возрождению. Известно, что Гоголь предполагал показать путь возрождения двух героев из 1 го тома — Чичикова и Плюшкина. Автор мечтает о том, чтобы «мертвые души» российской действительности возродились, превратившись в подлинно «живые» души.
Но в современном ему мире омертвение души затронуло буквально всех и отразилось на самых различных сторонах жизни.
Анализ баллады "Лесной царь". Когда было написано Тема Причины написания Художественные средства с примерами
Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или
подробнее...
Помогите пожалуйста написать сочинение по мёртвым душам
Гоголь Н. В.
Сочинение по произведению на тему: Н. В. Гоголь "Мертвые души"
Поэма
подробнее...
образ автора в поэме " мёртвые души"
Гоголь, как и Лермонтов в «Герое нашего времени», хочет сказать в своей книге «горькую правду»,
подробнее...
Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? (на примере одного-двух из них).
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя – прозаическое произведение. Тем не менее, сам автор определил его
подробнее...
описание помещиков в мертвых душах
Образы помещиков в «Мертвых душах»
Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — величайшее
подробнее...
что такое экспозиция,сюжет,завязка,кульминация,развязка. помогите плииз,
Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения,
подробнее...
Почему Гоголь назвал свою поэму мёртвые души??
Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и
подробнее...
какую роль играет авторские отступления в романе мёртвые души?
Лирические авторские отступления составлют большую часть поэмы. Употребляються они для более полной
подробнее...
краткий образ Чичикова из поэмы мёртвые души
49. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Что такое образ литературного
подробнее...
Нужно приготовить характеристику образа персанажа Чичикова в поэме "Мёртвые Души" Гоголя!!!
1.Чичиков был одет во фрак брусничного (т. е. ярко-красного!!! ) цвета с искрой. Подобная одежда
подробнее...
Помогите! Чичиков"Мёртвые души"Биография по плану. 1)Характеристика воспитания 2)Учёба 3)Работа
Чичиков Павел Иванович – главный герой поэмы. Он, по мысли автора, изменил своему истинному
подробнее...
Мёртвые души. Гоголь, лирические отступления глава 8.
Поэму "Мертвые души" невозможно представить без "лирических отступлений". Они настолько органично
подробнее...
Чичиков - центральный образ поэмы Гоголя мёртвые души Нужно Сочинение срочно!
Чичиков – главный герой поэмы, он встречается во всех главах. Именно ему принадлежит идея аферы с
подробнее...
Помогите написать сочинение мёртвые души (краткое)
Гоголь Н. В.
Сочинение по произведению на тему: Н. В. Гоголь "Мертвые души"
Поэма
подробнее...