Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
отношение западников и славянофилов и социалистов-уопистов к общественному строю и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Западники и славянофилы
В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в. : западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И. В. Кириевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Сарматин, К. А. Аксаков и многие другие. Представителями славянофилов были П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. И. Гончаров, И. С. Тургенев, П. А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А. И. Герцен и В. Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники - Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право - лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического строя.
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А. С. Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы - общинники, у нас своя жизнь, вы - власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности» : православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. На престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему «Записку о внутреннем состоянии России» , в которой упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации.
Источник: ссылка
Борьба за власть!!)
Борьба за власть
основные идеи славянофилов и западников. иир
Отрицательное отношение к крепостному праву. - общее мнение.. .
Славянофиллы: 1)полит
подробнее...
сравните взгляды западников и славянофилов
Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что
подробнее...
Западники и славянофилы...
В размышлениях об ист. судьбах России, ее истории, наст. и буд. родились 2 важнейш. идейных теч.
подробнее...
кто такие западники?
Большая советская энциклопедия
Западники-представители одного из направлений русской
подробнее...
мне завтра отвечать на тему славянофилы 19 века, как можно доказать что славянофилы лучше западников?
Насть, здесь кратки и доступно.Перескажи материал, не прогадаешь.
Западники и
подробнее...
В чем состояли различия во взглядах западников и славянофилов? Что их объединяло?
Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления,
подробнее...
Обзор русской литературы во второй половине 19 века
Во второй половине девятнадцатого века русская литература и культура переживают расцвет. В
подробнее...
литература второй половины 19 века
Во второй половине девятнадцатого века русская литература и культура переживают расцвет. В
подробнее...
Помогите с историей:)8 класс
1 и 2: Боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права в стране, остро бичевали
подробнее...
Помогите пожалуйста ответить на вопросы по истории России.
Развитие производств, промышленности потребовало приток рабочей силы, а Крепостное Право это
подробнее...
Кому принадлежит тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу"???
В конце 30-х - начале 40-х гг. на первый план в развитии общественной мысли вышли споры об
подробнее...
что не устраивало в. в голицына в существующих порядках
Большие, хотя тоже не безграничные, возможности осуществить свои планы были у
подробнее...
Культура России в 19 веке. краткое описание
Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования
подробнее...
Помогите! Российская империя в первой половине 19 века.
1.Общественные движения в России в первой четверти XIX в.
Первые годы царствования Александра
подробнее...