Автор Лела Ч. задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
Платереско и получил лучший ответ
Ответ от Пользователь удален[эксперт]
ПЛАТЕРЕСКО
ПЛАТЕРЕСКО (исп. — ювелир, золотых дел мастер) - СТИЛЬ; ранняя стадия архит. стиля испанского ВОЗРОЖДЕНИЯ. Основой стиля П. , возникшего в кон. XV в. , является тончайшее архит. узорочье, детализированное по формам и имеющее плоскостный, ковровый характер. Этот термин определялся тем, что обработка ФАСАДОВ приобретала в то время поистине кружевной, филигранный характер, основным средством архит. обработки становятся орнамент, мотивы. Любовь к узорной, декоративно насыщенной обработке воспитана была у испанских зодчих ГОТИКОЙ, т. н. мавританской АРХИТЕКТУРОЙ, а также стилем МУДЕХАР. Декор П. первонач. накладывался на позднеготические, а позднее — и на ренессансные формы. В раннем П. (архитекторы X. Гуас, X. де Колония, Э. де Эгас) сплавлены воедино мотивы готики и мудехара; в поздний П. (с 1530-х гг. , архитекторы А. де Коваррубиас, Д. де Рианьо и др. ) проникает все больше орнамент, мотивов итальянского РЕНЕССАНСА (ГИРЛЯНДЫ, МЕДАЛЬОНЫ и т. д.) , а также ордерные элементы, вносящие известную упорядоченность, но не нарушающие общего впечатления нарядной живописности. Во второй пол. XVI в. в большинстве районов Испании П. вытесняется суровым стилем ДЕСОРНАМЕНТАДО (или ЭРРЕРЕСКО) .
Поездка по Испании может стать не только путешествием в пространстве, по горам, побережьям и равнинам, но и своеобразной прогулкой во времени — на территории Испании представлены почти все исторические стили мировой архитектуры. Здесь можно увидеть прекрасно сохранившиеся римские памятники, готические соборы, великолепные ренессансные постройки и образцы барокко, барселонский модерн, футуристические сооружения из стекла и металла конца XX в. Поскольку дерева в Испании всегда было очень мало, а камня, напротив, много, то до наших дней сохранилось большое число каменных сооружений самого различного назначения — крепости и церкви, замки, жилые дома и общественные здания.
Первый собственно испанский стиль родился в XVI в. из тесного сплава французской готики, итальянского Возрождения и мавританских орнаментов. Этот стиль получил название платереско (серебро) - буквально ювелирный (или чеканный) стиль, поскольку отличался невероятной пышностью каменной резьбы. Мастера платереско создавали огромные каменные картины на стенах жилых домов и храмов в Саламанке, Бургосе, Валенсии, Вальядолиде и других испанских городах. В стиле платереско были сделаны и предметы прикладного искусства. Лучшие его образцы, так называемые кустодии (дарохранительницы) , золотые башенки для хранения религиозных реликвий, создали представители семьи Гарфе; их можно увидеть в соборах Сантьяго-де-Компостела, Вальядолида, Севильи и Толедо.
Европейские стили XVII—XIX вв. , барокко и классицизм, безусловно, присутствовали и в испанской архитектуре; по имени семьи архитекторов Чурригера местный вариант барокко иногда называют чурригереско. Однако сказать новое слово в архитектуре Испания смогла лишь в начале XX в. , когда на северо-востоке страны возник каталонский модерн. Самым известным представителем этого стиля и символом всей испанской архитектуры того времени стал Антонио Гауди-и-Корнет. Родившийся в Реусе, небольшом каталонском городке, в семье кузнеца, Гауди с самого детства мечтал стать архитектором и сознательно шел к этой цели всю свою жизнь. Восемнадцать его построек уцелели до нашего времени, из них 16 — в Барселоне. Здесь можно увидеть и самую первую его работу, фонари на Королевской площади, и последнюю - храм Саграда-Фамилия. Гауди, ревностный католик и активный сторонник каталонского возрождения, считал возведение этого храма важнейшим делом своей жизни. В постройках Гауди можно обнаружить следы почти всех архитектурных стилей - от романского до платереско, он постоянно «цитировал» то или иное архитектурное сооружение, однако никогда ничему не подражал
Платереско можно увидеть в Испании, т. к. это испанский архитектурный стиль. Название платереско (исп. plate resco — «чеканный» , «узорчатый» ) возникло в XVII в. и относится к испанским постройкам первой половины XVI столетия, оформленным с ювелирной точностью и изысканностью. Основные работы в стиле платереско — это светские сооружения: университеты, больницы, частные дома. Церковная архитектура представлена главным образом монастырями.
Примером может послужить университет Родриго Хиль де Онтаньон, сооруженный в 1540—1543 гг. в Саламанке (Центральная Испания) .
Из произведений церковного зодчества платереско выделяется Собор (1738—1747 гг. ) Фернандо Касас де Нувоа (Сантья годе Компостела) .
Давнее пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейства Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665—1725). Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке (1729—1733 гг.) . Фантазия авторов проявилась в оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль X. Чурригеры и его последователей получил на звание чурригереск.
Что такое ретабло?
Ретабль (франц. retable, исп. retablo — «позади стола», от лат. retrolabulum — «запрестольный») — в
подробнее...
Северное Возрождение в Испании и Англии
Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной
подробнее...
памятники архитектуры испании 16- 18 века скажите пожалуйста
Архитектура Испанская архитектура XVI в. во многом следовала средневековым традициям. Сохранились и
подробнее...
Сантьяго-Де-Компостела в Испании. . (Вопрос для любителей отвечать красиво) (+)
Сантьяго-де-Компостела (исп. и галис. Santiago de Compostela) — столица испанского автономного
подробнее...