полифония в литературе



Полифонический роман

Автор Полина Рогожина задал вопрос в разделе Школы

что такое полифонический роман? скажите пожалуйста!!! и получил лучший ответ

Ответ от Eretik[гуру]
Полифонический роман Полифония (древнегр. poliрhonia — многоголосие) — музыкальный термин, обозначающий великий музыкальный стиль, господствовавший в Европе до середины ХVIII в. (до великого классицизма). В полифонии в отличие от гармонии (см. также додекафония) нет деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса равноправно ведут свои партии, от наложения которых образуется полифонический стиль — стиль мотетов, фуг и полифонических фантазий.
М. М. Бахтин применил термин П. р. прежде всего к творчеству Достоевского в книге «Проблемы творчества Достоевского». Книга вышла в 1929 г. и практически осталась незамеченной. Бахтин был репрессирован (сослан в Саранск). После издания этой книги с изменениями и под названием «Проблемы поэтики Достоевского» в 1963 г. она принесла Бахтину мировую славу, сделав его одним из самых знаменитых русских филологов и философов советского периода.
Бахтин был авангардистом в литературоведении (ср. авангардное искусство). Он придумал какое-то совершенно свое, альтернативное литературоведение (см. также карнавализация). Под П. р. Бахтин понимал тот факт, что в отличие от других писателей Достоевский в своих главных произведениях ведет все голоса персонажей как самостоятельные партии. Здесь нет «мелодии и аккомпанемента» и, конечно, нет никакой «гармонии». Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, по Бахтину, суть поэтики Достоевского. Его герой, пишет Бахтин, «более всего думает о том, что о нем думают и могут думать другие, он стремится забежать вперед чужому сознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения на него. При всех существенных моментах своих признаний он старается предвосхитить возможное определение и оценку его другим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательно сформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая свою речь воображаемыми чужими репликами».
Вот пример полифонического проведения идеи в романе «Преступление и наказание»: Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи в монологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием [...] в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге с Порфирием [...). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями [...]. В результате идея Раскольникова появляется перед нами в интериндивидуальной зоне напряженной борьбы нескольких индивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеи неразрывно сочетается с последними жизненными позициями участников диалога».
При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. Особенно это заметно, когда Достоевский вводит рассказчика, принимающего участие в действии на правах второстепенного персонажа («хроникер» в «Бесах»).
Другая особенность поэтики П. р. — герои, обрастая чужими голосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин, двойниками Ставрогина — Кириллов и Шатов.
Наконец, Бахтин противопоставляет П. р. Достоевского монологическому роману Л. Н. Толстого, где автор является полновластным хозяином своих персонажей, а они — его марионетками.
Не боясь преувеличения, можно сказать, что вся модернистская проза ХХ в. выросла из Толстого и Достоевского, либо беря линию одного из них (так, Джеймс полифоничен, а Пруст монологичен), либо парадоксальным образом их сочетая, как это имеет место в творчестве Томаса Манна и Фолкнера.
В «Волшебной горе» Т. Манна Ганс Касторп постоянно пребывает в «интеривдивидуальной зоне» своих «герметических педагогов» — Сеттембрини и Нафты, Клавдии и Перекорна, Беренса и К

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое полифонический роман? скажите пожалуйста!!!

Что обозначает термин "полифонический роман"?
М. М. Бахтин применил термин полифонический роман прежде всего к творчеству Достоевского в книге
подробнее...
спросили в Другое Наказание
почему роман достоевского преступление и наказание можно считать трагедией
Исследователи неоднократно отмечали художественное своеобразие произведений Достоевского, и в том
подробнее...
спросили в Бахтины
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева Когда на то нет божьего согласья
Стихотворение, по определению дает глубокий мифопоэтический хронотоп и передается в этом
подробнее...
спросили в 17 декабря
Анализ произведения "Чайка" Чехова, срочно, пожалуйста
Глубокий смысл Произведения "Чайка" А. П. Чехова
“Чайка” была написана в Мелихове. В этой
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Музыка
История создания оперы "Травиата"?
ТРАВИАТА (La traviata) - опера Дж. Верди в 3 действиях (4 картинах), либретто Ф. М. Пьяве по роману
подробнее...

Композиция романа герои нашего времени и ее содержательный смысл?
Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. С одной стороны, в центре всех пяти
подробнее...
спросили в 1646 год
Представители стиля барокко?
В литературе?
Кальдерон ("Жизнь есть сон", "Спрятанный кабальеро", "Дон Хиль - зелёные штаны"
подробнее...

кто описывает портрет Печорина и почему? Лермонтов "Герой нашего времени"
Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный
подробнее...
спросили в Искусство
какие знания даёт искусство?
Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят.
подробнее...
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*