полкан википедия



Богатырь полкан

Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое

Что известно о богатыре Полкане? и получил лучший ответ

Ответ от ~ АкваМаринка ~[гуру]
Полкан, герой русских былин
— пес, богатырь, песиголовец, один из героев русск. сказочного и былинного эпоса; мы встречаем его (по текстам XVIII в. ) в числе "сильных богатырей" вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кн. Владимира. В споре с Аникой-богатырем Смерть упоминает П. в ряду наиболее сильных и непобедимых богатырей. По другим данным, "чудище Полканище, П. Полканович" является дублетом Идолища Поганого (см. Поганое идолище) : "в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует"; Илья Муромец, обменявшись одеждой с каликой, является в Киев, застает П. за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает на двое. В другой былине П. является кормчим Сокола — корабля, которым командует Илья Муромец (Киреевск. I, 40). П. попал в русский народный эпос с песьей головой и другими характерными признаками из средневековой переработки 4-й книги поэмы "Reali de Francia", заключающей в себе повесть о "Бове Королевиче" (Buovo d 'Antona). П. — Pulicane, пес-богатырь — родился от знатной христианской сеньоры и пса (известия о рождении подобных уродов очень часты в средневековых хрониках; см. Песьи главы). В повести о Бове П. послан преследовать героя, спасшегося бегством из плена. П. вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке П. бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом (ср. Василия Буслаева с его червленым вязом) , но побежден Бовой и делается верным его другом. На такое происхождение П. в русской сказке и затем в былине указано было А. А. Котляревским, Пыпиным, Александр. Веселовским. По мнению Бессонова, не выдерживающему критики, П. — коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от "Пол-конь". П. известен в русской литературе давно: Азбуковник XVII в. сообщает о нем, что П. — получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя П. стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из "за-астраханских степей". Проводником в народную среду представлений о богатыре П. были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в. , изданной акд. А. Веселовским ("Из истор. ром. и повестей", II). В XVII в. число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове П. переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает П. , напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину П. появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака (в былине о Соколе-коробле).
Источник:

Ответ от Madeleine[гуру]
Полкан - славянское божество, представляемое в образе полуконя, получеловека. Славяне верят, что солнечных коней Свентовита стережет Полкан. Он же пасет небесное стадо иных славянских богов. Ещё одно близкое Полкану существо славянской мифологии зовётся Китоврас и представление о нём; видимому, взаимосвязано с греческим Кентавром.
На счастье лепился и Полкан, не менее интересный персонаж в месной игрушке. Он на половину бравый генирал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня и на ногах копыта. Обязателен у Полкана признак пола. Полкан родственник древнеславянскому Яриле - божеству весеннего солнца. А звался Полкан в язычестве Плиханом, и праздник его был в один день с Ярилой. А потому на груди Полканихи часто изображался красный круг - солнце, а сам Полкан награждался большим крестообразным рисунком на груди. На Руси XV веке Полкана чеканили на монетах, позже помещали на изразцах, печатали на лубочных картинах, кроме того, он часто встречается в русских сказках и былинах. Он всегда был статным и сильным добрым богатырем, защитником людей от сил зла. Полкан и Полканиха были олицетворением крестьянского труда, силы и отваги.

Ответ от Мистерия[гуру]
Полка́н ( итал. Pulicane, «полупёс» ) — персонаж «Повести о Бове Королевиче» , существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным (в некоторых вариантах — пёсьим) , обладающее огромной силой и скоростью (может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок»). В повести сначала выступает как враг Бовы, однако после сражения с ним становится его верным другом и союзником. Полкан помогает Бове побеждать посылаемые против него рати недругов, практически неуязвим в бою. Однако Полкан знает о своей неминуемой смерти от львиных когтей и погибает, защищая жену и детей Бовы от этих хищников.
В итальянской рыцарской поэме «Reali de Francia», послужившей (в переводе на старобелорусское наречие) источником русской повести, Пуликане — зверочеловек с пёсьей головой, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с собакой (распространённый мифологический и фольклорный мотив брака людей и животных, ср. Минотавр). Образ Полкана прочно вошёл в русский фольклор и народное искусство XVII-начала XX века. В былинах Полкан упоминается как песиглавец, в одних сюжетах замещает Идолище Поганое, в других — оказывается в свите князя Владимира в числе «сильных богатырей». В лубочных изданиях XVIII-XIX века он был полностью отождествлён с кентавром (по ложной этимологии полуконь) , а наибольшей популярностью среди лубочных художников пользовалась сцена его сражения с Бовой. В народных промыслах вроде каргопольской игрушки его также часто изображают с телом коня, при этом нередки изображения Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной.
Имя Полкан использовали композитор Н. А. Римский-Корсаков и либреттист В. И. Бельский: так был назван воевода в опере «Золотой петушок» по мотивам «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина Также Полкан является крайне распространённой собачьей кличкой.

Ответ от Нюша[гуру]
лично мне? -ничего

Ответ от Лорик[гуру]
Полкан
Полкан-богатырь – персонаж русского фольклора, могучий получеловек-полузверь, «чудовище вообразительное» (по определению «Словаря Академии Российской» 1822 года. )
Происхождение этого фантастического образа до сих пор остается предметом исследований и споров среди филологов, исследователей фольклора.
Один из текстов XVI века сообщает: «Есть один чоловек, именем Пулкан... он может на трыдцать тисечей конных ударыти... до поеса чоловек, ано нижей як пес». В конце XVIII века «Словарь русских суеверий» М. Чулкова сообщает о полкане, что «славяне почитали его полубогом и приписывали ему силу чрезъестественную». По сообщению исследователя XIX века П. Георгиевского, полкан – «умный, красивый, могучий богатырь» , в результате чар приобретший полузвериный облик; «от власти его зависели сивки, бурки, вещие каурки». В качестве одного из сказочных богатырей его упоминает и Пушкин.
Некоторые авторы полагали, что первоначально имелся в виду кентавр (полконь) , но для кентавра в старорусской речи было другое, более точное наименование – китоврас. По мнению других, полкан – это составленный наподобие кентавра получеловек и полупёс (или полулев; но следует учитывать, что в русском фольклоре лев нередко переосмыслялся как громадный пёс). На латыни canis – пёс, собака; это также могло повлиять на осмысление звериной половины полкана как собачьей и вообще на соотнесение образа сказочного полкана с собаками (здесь стоит заметить, что в геральдике пёс – очень почтенное животное, символ верности и постоянства). Полкан фигурировал в былинах, сказках; нередки народные детские игрушки в виде полкана.
В просторечии слово «полкан» часто служило обозначением сверхъестественной мощи. Так, поэт Н. Шатров в пору Отечественной войны 1812 года в «Песне донскому воинству» обращался с этим прозванием к победоносным войскам:
Только взгремело царское слово:
Россы-полканы! Враг под Москвой!
Тотчас сто тысяч храбрых готово
Броситься в бой.
Более прозаическое применение этого же прозвания – в виде клички для сильного охотничьего или сторожевого пса (предполагалось, что такая кличка придаст псу еще большую силу) – со временем стало наиболее известным.
Первоначально образ полкана не подразумевал каких-либо одежд на его сверхъестественном теле, но со временем в сказочной, игровой версии его образа человеческая его часть стала часто снабжаться одеждой, шапкой и т. п. Глиняные игрушки-полканы дают множество примеров такого «цивилизованного богатыря-полузверя».
.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что известно о богатыре Полкане?

Собак часто назвали Полканами. А кто такой полкан?
Полкан — многозначный термин.

* Полкан (от итал. Pulicane — полупёс, народная этимология
подробнее...

Богатырь на Руси – смесь коня и человека?
Полкан герой русских былин — пес, богатырь, песиголовец, один из героев русск. сказочного и
подробнее...
спросили в Аспиды
Почему меч "кладенец"
Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть
подробнее...

Былинные герои. ? Каких вы знаете былинных героев, былинных, но не сказочных... это разное!
Персонажи былин
Русские богатыри: Алёша Попович • Василий Буслаев • Горден Блудович • Вольга
подробнее...

А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?
#yaimg50357# #yaimg50358#

Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

какой фильм или мультфильм посоветуете для 5 летнего мальчика
Ушастик и его друзья
38 попугаев (Крупный план)
Алиса в стране чудес/Алиса в
подробнее...
Полкан фольклор на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Полкан фольклор
Порча земли на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Порча земли
Порча монет на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Порча монет
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*