Виды и формы познавательной деятельности
Автор Евгения Никитина задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
Познание: понятие, виды. Субъекты и объекты познавательной деятельности и получил лучший ответ
Ответ от ***РЕГИНА***[гуру]
Основные понятия и виды познания
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Виды познания:
Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.
Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:
– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);
– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);
– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:
– понятие;
– суждение;
– умозаключение.
Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.
Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.
Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение – это связь понятий.
Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.
Интуитивное познание. Интуитивное познание – это неосознанно полученное непосредственное знание.
Интуитивное познание делится: – на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство);
– рациональное (интеллектуальная интуиция);
– эйдетическое (зрительная интуиция).
Понятие субъект в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах:
1)как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности;
2)как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;
3)как отдельный ученый, с именем которого связано открытие.
Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т. п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности.
Источник: ссылка
Регина
Высший разум
(372834)
Объект познания – фрагмент бытия, оказавшийся включенным в исследование. Объект (от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелатинское objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту.
Объект познания надо рассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но, с другой стороны, - реальность, включенную в отношение с субъектом. С точки зрения гносеологии в познавательной деятельности субъект не существует без объекта. В онтологическом плане они существуют независимо друг от друга. Так, ген во все исторические времена и античности, и в средние века, и в Новое время существовал в структуре живого, но он не был объектом научной мысли и в этом смысле не существовал. До середины 19 века ученые не могли вычленить эту тончайшую биологическую реальность в качестве объекта.
..прежде чем появится сердцу, сердце уже - есть... вашему дуальному разуму практически невозможно понять истину... единой бесконечности скорость время пространство=всё повторяется=всё стоит=всё происходит одновременно... этот ответ не для вашего дуального разума, который обязан искать начало и конец... он осуждён на поиск того, чего не существует...
Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также их результат
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает
подробнее...
Одна из основных форм познания?
Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и
подробнее...
напишите пожалуйста разные определения термина "вид" в биологии
1.Вид - В логике видом называется понятие, подчиненное более общему - роду и занимающее (по объему
подробнее...
"Деятельность человека и её многообразие"
Человеческая деятельность и ее многообразие
Со второй половины XIX века, когда было
подробнее...
Какую роль играет познание в жизни человека?
Процессу познания объективной и субъективной реальности посвящено огромное число работ, в
подробнее...
что означает слово гносеология?
Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором
изучаются такие проблемы как
подробнее...
Философия политики
«Философия политики»
(греч. philosophia от phileo и sophia - мудрость) - философский,
подробнее...
характеристика ребёнка 4 лет
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ
Социальная ситуация развития
подробнее...
Срочно помогите!! ! Назовите этапы проэктирования туров, или ссылку на них напишите, пожалуйста.
Процесс создания туроператором туристского продукта в целом включает следующие этапы:
подробнее...
Почему роль науки в современном обществе увеличивается?
на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих
подробнее...
Что можно сказать о современном элитарном искусстве?
Высокая культура - ЭЛИТАРНАЯ культура (высокая) - это творческий авангард, лаборатория искусства,
подробнее...
Познавательная деятельность человека.
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
подробнее...
уровни и формы познания
Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня – эмпирический и
подробнее...
Что такое мышление?
Мышление — наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения,
подробнее...