человек в античной философии
Автор Анна Чижикова задал вопрос в разделе Прочие искусства
подскажите какое представление о человеке было в античности? и получил лучший ответ
Ответ от Лика[гуру]
В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности.
_____________________________________
Античная философия определяется как космоцентризм, то есть античные философы определяли мир в целом, систему которого составляли олимпийские боги, живущие на земле люди и окружающая природа, то есть космос. Человек был частью этой природы, и не выделялся как некая самостоятельная часть бытия. Учение о человеке несло в себе отпечаток этой системы, специфика человеческого существования определялась системой, в которой он живет - то есть невозможностью для человека изменить что либо в этом мире.
Есть законы космоса (физика) и воля богов (судьба) , а человек должен пройти свой жизненный путь, познавая окружающий мир и совершенствуя себя, как часть космоса.
Античная философия в какой-то мере отделяет человека от животного и растительного мира, и в то же время наделяет душой животных, растения, море и небо, то есть силы природы представлялись в древние времена чем-то одушевленным, способным чувствовать и отражать мир.
Например, элейцы (Зенон) и Гераклит едины во мнении, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, и что истина постигается в размышлении. Но если для Зенона бытие застыло в неподвижности, то для Гераклита все находится в непрерывном движении, возникновении и исчезновении. Бытие изменчиво: нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Мир как бы ускользает от любого окончательного состояния. Античная философия не выделяет человека как предмет осмысливания, она трактует его как часть целого, и поэтому, в силу особенностей и уровня развития науки, антропологизм не мог занять доминирующего направления в античной философии.
И только в последующие эпохи - Возрождение и Новое время - человек ставится во главу угла.
________________________________
В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики.
Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.
У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой.
Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев и с плоскими ногтями. Платон 🙂
В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности.
_____________________________________
Античная философия определяется как космоцентризм, то есть античные философы определяли мир в целом, систему которого составляли олимпийские боги, живущие на земле люди и окружающая природа, то есть космос. Человек был частью этой природы, и не выделялся как некая самостоятельная часть бытия. Учение о человеке несло в себе отпечаток этой системы, специфика человеческого существования определялась системой, в которой он живет - то есть невозможностью для человека изменить что либо в этом мире.
Есть законы космоса (физика) и воля богов (судьба) , а человек должен пройти свой жизненный путь, познавая окружающий мир и совершенствуя себя, как часть космоса.
Античная философия в какой-то мере отделяет человека от животного и растительного мира, и в то же время наделяет душой животных, растения, море и небо, то есть силы природы представлялись в древние времена чем-то одушевленным, способным чувствовать и отражать мир.
Например, элейцы (Зенон) и Гераклит едины во мнении, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, и что истина постигается в размышлении. Но если для Зенона бытие застыло в неподвижности, то для Гераклита все находится в непрерывном движении, возникновении и исчезновении. Бытие изменчиво: нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Мир как бы ускользает от любого окончательного состояния. Античная философия не выделяет человека как предмет осмысливания, она трактует его как часть целого, и поэтому, в силу особенностей и уровня развития науки, антропологизм не мог занять доминирующего направления в античной философии.
И только в последующие эпохи - Возрождение и Новое время - человек ставится во главу угла.
В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики.
Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.
У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой.
Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности.
_____________________________________
Античная философия определяется как космоцентризм, то есть античные философы определяли мир в целом, систему которого составляли олимпийские боги, живущие на земле люди и окружающая природа, то есть космос. Человек был частью этой природы, и не выделялся как некая самостоятельная часть бытия. Учение о человеке несло в себе отпечаток этой системы, специфика человеческого существования определялась системой, в которой он живет - то есть невозможностью для человека изменить что либо в этом мире.
Есть законы космоса (физика) и воля богов (судьба) , а человек должен пройти свой жизненный путь, познавая окружающий мир и совершенствуя себя, как часть космоса.
Античная философия в какой-то мере отделяет человека от животного и растительного мира, и в то же время наделяет душой животных, растения, море и небо, то есть силы природы представлялись в древние времена чем-то одушевленным, способным чувствовать и отражать мир.
Например, элейцы (Зенон) и Гераклит едины во мнении, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, и что истина постигается в размышлении. Но если для Зенона бытие застыло в неподвижности, то для Гераклита все находится в непрерывном движении, возникновении и исчезновении. Бытие изменчиво: нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Мир как бы ускользает от любого окончательного состояния. Античная философия не выделяет человека как предмет осмысливания, она трактует его как часть целого, и поэтому, в силу особенностей и уровня развития науки, антропологизм не мог занять доминирующего направления в античной философии.
И только в последующие эпохи - Возрождение и Новое время - человек ставится во главу угла.
________________________________
В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики.
Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.
У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой.
Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Смысл и цель жизни человека во взглядах философов.
1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни.
На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша
подробнее...
Особенности философии Древнего Востока?
1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме
подробнее...
Что это за направление в религии - агностицизм?
Агностици́зм (от др. -греч. ἄγνωστος —
подробнее...
Здравствуйте! Помогите пожалуйста найти тему по философии. "Основные вехи мировой философской мысли"
Основные этапы становления и развития философской мысли.
Так как европейская философия
подробнее...
что означает слово синтез в истории
1) Синтез - (греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и религиозного
подробнее...
"план на тему Биологическое и социальное в человеке"
Биологическое и социальное в человеке: В. Н. Лавриненко. Философия ...
С проблемой сущности и
подробнее...
Бесстрастие в религии?
Ценность бесстрастия для духовной жизни очень велика. Человек, который приобрел бесстрастие, тем
подробнее...
в чем различие андрогинов и гермафродитов?
● Слово «андрогин» буквально переводится с греческого языка как «мужчина-женщина». Иными словами,
подробнее...
Куда ставится ударение в слове "катарсис"? И можно ли это слово употребить в словосочетании "катарсис моего монолога" ?
ка́тарсис
1.филос. , истор. в древнегреческой философии — эстетическое переживание при
подробнее...
В чем заключается двойственность символа огня?
Символ огня
В христианском искусстве огонь – высшее испытание добродетели и веры.
подробнее...
В чём разница между агностиком и атеистом?
Агностик считает, что ответить на вопрос "Существует ли Бог? " - невозможно, и даже больше того,
подробнее...
объясните значение 2ух слов в данном контексте:
Если очень просто:
Катарсис - разрешение ситуации каким либо образом, в данном случае смертью.
подробнее...
Развитие философских представлений о субъекте научного познания
В античной философии данная проблема не получает отчетливого формирования и осмысливания. У
подробнее...
Что означает слово - катарсис ?
Ка́тарсис (от др. -греч. κάθαρσις — возвышение,
подробнее...