чехов рассказ студент
Автор Ўлия Семина задал вопрос в разделе Литература
нужна рецензия на рассказ Чехова "студент" и получил лучший ответ
Ответ от Елена Евдокимова[гуру]
Рассказ «Студент» (1894) занимает особое место в творчестве Чехова. Автор называл его одним из своих самых любимых и «наиболее отделанных» произведений. В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства.
На первый взгляд в рассказе, который предельно краток, ничего не происходит. Это «слу-чай» из жизни студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского, который встречается у костра на огороде с двумя вдовами на огороде и рассказывает им притчу о преда-тельстве Христа любимым учеником, и эта притча - единственное событие в рассказе.
Однако мы видим, что в конце рассказа меняется внутренне ощущение героя. Чехов обри-совал ситуацию, когда человеку что-то открывается в жизни и меняется его точка зрения. Итак, вместо повествования о каких-либо событиях в жизни персонажа автор показывает изменение его внутреннего состояния. Рассказ этот многозначен, помимо смены настроения, «пробужде-ния» молодого человека в нем показаны вечные законы бытия.
Тема, которую обсуждает Иван в разговоре с крестьянками Василисой и Лукерьей, - тема предательства. Есть добровольное предательство, которое не может быть названо и объяснено иначе, чем прямое вторжение зла (предательство Иуды) . Но есть и невольное предательство, которое происходит от слабости человека. Процитировав этот из Евангелия, Великопольский пытается поставить себя на место Петра и вдруг понимает, чувства этого человека, отделенного от него девятнадцатью века-ми, он ощущает, как «холодно» было апостолу Петру, когда он отрекся от Иисуса. Герой открывает для себя простую истину: человек противоречив, в его душе постоянно борются добро и зло, и иногда из-за малодушия он отрекается от самого дорогого.
Итак, за видимой простотой и краткостью рассказа разворачиваются глубочайшие горизон-ты и перспективы осознания бытия. Бытовые зарисовки в рассказе сливаются с лаконичным, но емким пейзажем, который показывает изменение душевного состояния персонажа, который не только воспринимает природу, но одновременно задумывается над законами бытия, размышляет о связи времен, о путях человечества.
В рассказе значимы и рассуждения на темы холода и тепла, мрака и света, которые имеют и прямое и обобщенно-символическое значение.
Существенно то, что действие происходит в страстную пятницу. Эта подробность право-славного календаря формирует «евангельский» ассоциативный ряд и меняет масштаб повество-вания: оказывается, что происходившее «девятнадцать веков назад» , тоже «имеет отношение к настоящему» . В рассказе наряду с реалистическими образами и достоверными деталями (дрозды, болота, лужи, лес, «дырявые соломенные крыши» ) множество аналогий, связывающих современ-ность с христианской историей. Например, Василиса и Лукерья – вдовы, те, кто больше всех страдает, они, подобно Марии и Марфе, становятся слушательницами слова Божьего.
На пересечении этих временных координат и возникает миг откровения, в котором подчер-кивается переход от мрака к свету, от безнадежности к надежде. Субъективное ощущение персонажа – «радость» - событие его внутренней жизни, но случайный эпизод открывает нечто более значительное – закономерность вечного круговорота жизни с неизбежным движением от мрака к свету. Через все повествование проходит образ огня, «костра» (как антитеза мраку) , который является важнейшей метафорой. Сначала студент видит огонек, который светится на «вдовьих огородах» , но этот огонь лишь усиливает отчаяние юноши, потом это огонь костра, который напоминает евангельский костер, в третьей части огонь становится символом будущего пути героя. Итак, «потемки человеческой жизни» озарены светом, напоминающим о «солнце» Преображения Господня.
Этот рассказ о человеке, который пришёл к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека.
Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий священник посмел отступиться от признания Божественной благости: «ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь лучше не станет» . Тем самым он совершает предательство Первого апостола. Это и является внутренней, на уровне подсознания, мотивировкой обращения Ивана Великопольского к событиям в Гефсиманском саду и к образу Петра.
Главным действующим лицом в этом рассказе является Иван Великопольский, студент духовной академии, ему всего лишь 22 года, а он уже разочарован жизнью и думает, что в ней есть только «невежество, тоска, мрак, чувство гнёта» . И он убежден, что так было и будет всегда. В конце же рассказа перед нами совсем другой человек, который обрёл надежду на счастье, нашёл своё месть в жизни, для которого мир вокруг прояснился и непонятные веши стали простыми. Помимо главных действующих лиц, в рассказе присутствуют второстепенные образы – это Василиса и её дочь Лукерия – это простые женщины, но у них есть самое главное достоинство вера в Бога. Им близко то, что пережил Пётр, потому что они сами чувствовали то же самое. Они тоже переживали ужасные мучения, но им удалось сохранить свою веру, несмотря на все жизненные испытания.
Немаловажную роль в рассказе играет описание пространства и времени: болото, лес, луг, огороды – в начале рассказа, сменяются рекой, горой, широким пространством в финале. Небо и земля практически не видны студенту и читателю. Герой предстаёт в объёмном мире горизонтально организованного художественного пространства. Он идёт из леса к простору речной переправы, из сумерек на костёр, от темноты к бледной заре; соответственно он движется от мрака пессимизма к свету надежды, к ожиданию счастья.
В целом практически весь рассказ состоит из описаний природы, места, времени и т. д. Это делает рассказ более ярким и понятным.
Мне этот рассказ понравился, несмотря на такой небольшой объём рассказа, Чехов затрагивает довольно таки глобальные нравственные проблемы.
Удивительно, но рассказ мне понравился только после прочтения данной рецензии и согласилась с его взглядом на рассказ "Студент". Если бы не открыла эту страницу с рецензией, то впечатление о "Студенте" было бы унылое - ведь весь рассказ пронизан темой печали- и в природе, и в человеческих отношениях...
Так и в жизни - нужны люди-водители. То тебя ведут и выводят туда, где тепло и радостно, то ты в силе вести и вывести кого то из тоски или суеты.
А. П .Чехов рассказ Студент ...Вопросы
Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним
подробнее...
Помогите составить анализ рассказа "Студент"(А. П. Чехов)
В рассказе «Студент» посредством хронотопа раскрывается тема вечности и цикличности всего, что
подробнее...
Идея рассказа "Студент"(А. П. Чехов) чему хочет научить нас автор
Правда и красота всегда составляли главное человеческой жизни. Об этом и говорит Чехов в
подробнее...
тема рассказа чехова студент
Рассказ Студент был написан Чеховым на творческом рубеже, когда писатель уже отошел от легких
подробнее...
Отзыв по рассказу А. П. Чехов Скрипка Ротшильда
Фамилия Ротшильд тогда, во времена Чехова, была нарицательной. Баснословно богатый французский
подробнее...
студент чехова. жанр/род. мысли студента после рассказа опетре
Рассказ Студент был написан Чеховым на творческом рубеже, когда писатель уже отошел от легких
подробнее...
Напишите список всей школьной программы по Русской классической литературе.
7 класс
1. Былины
· Вольга и Микула Селянинович
· Садко
2. Пушкин А. С. Повести
подробнее...
Люди!! ! дайте список литературы на 11 класс
Список литературы для чтения на лето
(11 класс, профильная группа)
Год начинается с
подробнее...
Эссе по пословице: "Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть" Солженицын А. И.
Когда людей, живущих без совести, становится так много, с новой силой возникает вопрос, что такое
подробнее...
Помогите по лит-ре А. П. Чехов рассказ Хирургия.
Рассказ написан, вероятно, в первых числах августа 1884 г. 8 августа 1884 г. Лейкин писал Чехову:
подробнее...