сенсуализм



эмпиризм и сенсуализм

Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Философия, Непознанное

Я прошу Вас, люди знающие, разъясните чем отличается эмпиризм от сенсуализма? и получил лучший ответ

Ответ от Дежа-вю[гуру]
Сенсуализм есть выражение, определяющее сущность крайнего эмпиризма. Он утверждает, что чувственный опыт - единственный и исключительный источник познания. Сенсуалистическая установка всецело ориентирована на чувственно данный объект, то есть на внешний мир. Джемс, очевидно, имеет в виду сенсуализм интеллектуальный, а не эстетический, но именно потому "интеллектуализм" кажется термином, не подходящим для обозначения соответствующей противоположности. Психологически говоря, интеллектуализм есть установка, отличающаяся тем, что она придает интеллекту обусловливающую, главную ценность, то есть познание на ступени понятия. С такой установкой я могу быть и сенсуалистом, а именно тогда, когда мое мышление занято конкретными понятиями, которые все сообща проистекают из чувственного опыта. Поэтому и эмпирик может быть интеллектуальным. В философии термин "интеллектуализм" иногда употребляется вперемежку с "рационализмом"; вследствие этого идеологизм нужно было бы опять-таки признать за противоположность сенсуализму, поскольку и сенсуализм по существу своему есть лишь крайний эмпиризм. .
Источник: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/23387/23441/

Ответ от Константин Васильев[активный]
Если в двух словах то отличие состоит в степени опосредованности.
Сенсуализм опирается прямо на наше зрение, слух, обоняние, осязание, и вкус. Он считает, что всё что мы можем знать, ограничивается нашими ощущениями. То есть высказывание сенсуалиста примерно следующее: "Я знаю что сахар сладкий, так как когда я пробую его, я чувствую сладость". Их критикуют за то, что чувства довольно обманчивы и зависят порой от слишком многих факторов, а потому не могут служить достаточным основанием для каких либо выводов.
Эмпиризм уже чуть более абстрактен, и опирается на так называемый чувственный опыт. То есть это не сами ощущения, а тот опыт который мы приобретаем посредством восприятия. Эмпирик, не тот кто считает опыт единственным возможным источником знания, но тот который считает что опыт должен быть до логического рассуждения о природе вещей. Высказывание эмпирика: "Я не вижу различия между этими двумя зелёными шарами, значит они одинаковые". Грань между этими направлениями довольно тонкая, но она есть. Сенсуализм может давать только знания о свойствах вещей, а эмпиризм уже может строить логические связи, основанные на опыте.

Ответ от BioPsihoz[гуру]
Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» .
Крупные философы-сенсуалисты:
Джон Локк
Этьен Бонно де Кондильяк
Сенсуализм — термин новый: во всеобщее употребление его ввёл Кузен, который в своей "Histoire générale de la philosophie" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, "Essai sur l'origine des connaissance humaines", I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все своё содержаще получает из ощущений ("Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu"), a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания — внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Кондильяк в своём "Traité des sensations" (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d'être"). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным ("Tr. d. S.", 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1)
Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю С. , не внеся в неё чуждых элементов. Соединение С. с материализмом есть соntradictio in adjecto, ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк, исключает материализм, предполагая существование способности духа. Сам по себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположная той, которая (напр. , Фихте старший) видит в деятельности разума сущность духа. С эмпиризмом С. имеет общую точку отправления в психологическом анализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно. Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Я прошу Вас, люди знающие, разъясните чем отличается эмпиризм от сенсуализма?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*