сенсуализм в философии это
Автор Алина задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи
раскройте понятия в философии эмпиризм, рационализм, сенсуализм, монада, монадология, интуиция, картезианское мышление, и получил лучший ответ
Ответ от Ђ С[гуру]
ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории) . Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) ; элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм) . РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) , философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения. СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — восприятие, чувство) , направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм. МОНАДА (от греч. monas, род. п. monados — единица, единое) , понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир («Монада — зеркало Вселенной») . МОНАДОЛОГИЯ (от монада и logos — слово, учение) , учение о монадах, развитое Г. В. Лейбницем в одноименном сочинении (1714) и его последователями. ИНТУИЦИЯ (ср. -век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю) , постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения» ) или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей. КАРТЕЗИАНСТВО, направление в философии и естествознании 17-18 вв. , теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius — Картезий, отсюда название) . Основа картезианства — последовательный дуализм, т. е. разделение мира на две самостоятельные и независимые субстанции — протяженную и мыслящую; исходные принципы картезианской гносеологии — самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую» ) и теория врожденных идей. В развитии картезианства выявились монизм (Х. Де Руа, Б. Спиноза ) и окказионализм (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш) .