Автор ДЕЛЬФИНА задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах
Расскажите пожалуйста про Шапку Казанскую. Слышала много, а вот что это? Кто ее носил? и получил лучший ответ
Ответ от Ironie[гуру]
Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.
При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех.
Применены следующие ювелирные приёмы: чеканка, литьё, резьба, чернь, эмаль.
Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненым в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки» , очень распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.
Среди государственных регалий русских царей были короны или венцы, крест, скипетр, держава, бармы или диадема - специальное оплечье, украшенное запонами и изображениями святых, саадак - набор, состоящий из налуча и колчана и другие предметы, которые одевали во время различных торжественных церемоний, приема иностранных послов, поставления патриархов и др. Определенный ритуал существовал при венчании на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца - короны, символа верховной власти. Вероятно, этот обычай, скорее всего, является заимствованным. Тем не менее, короне-венцу придавалось особое значение и она в русской традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю.
Шапка МономахаПервое упоминание данного обычая относится ко времени великого князя московского Ивана Даниловича - внука Александра Невского, известного под именем Ивана Калиты (Иван I). Он правил с 1325 по 1341-е годы. По одним летописным сведениям Иван Калита благословил на царство своего старшего сына - Симеона Ивановича, по прозвищу Гордый, золотой шапкой 1. Среди других письменных источников эта шапка упоминается в духовных грамотах русских царей как движимое имущество, оставляемое наследникам. Впервые шапка упоминается среди дорогого платья и различных драгоценных предметов Ивана Калиты, которые он оставил как завещание своим детям 2. От Симеона - старшего сына, шапка перешла к его жене, а затем к Иоанну II, брату Симеона 3. Затем сыну последнего - Дмитрию Ивановичу Донскому. Дмитрий передал ее своему сыну - Василию Дмитриевичу. Таким образом, золотая шапка великими московскими князьями завещается старшим сыновьям, начиная с Ивана Калиты 4. В 1462 году об этой шапке упоминает Василий II по прозвищу Темный, а в 1498 году Иван III венчает этой шапкой на царство своего внука Дмитрия 5. Шапка становится символом, отражающим централизованную власть, сосредоточенную в Москве, и является свидетельством мощи русского государства, избавившегося к тому времени от так называемого татаро-монгольского ига. С Ивана III золотая шапка, получившая название "шапки Мономаха", становится символом высшей государственной власти 6. Ею венчаются на царство все русские цари до Петра I включительно. Последний, как известно, реформировал все стороны русской жизни и, в том числе, церемонию венчания на царство. Провозгласив в 1721 году Россию империей, он ввел обряд коронации с изменением форм государственных регалий. Так, перестали надевать бармы, заменив их специальной мантией, а шапку Мономаха уже не возлагали на голову императора, а несли впереди в торжественной процессии. Позднее, для коронации первой русской императрицы Екатерины I в 1724 году, была создана и первая русская корона из позолоченного серебра 7 .
Я носила... В Казани когда была... Тюбетейка называется
С шапкой Казанской, как и с шапкой Мономаха, было связано много легенд. По одной версии считалось, что корона была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году и что создавали ее казанские ювелиры, вывезенные Иваном IV в Москву. По другой версии - корона была изготовлена по приказу Ивана Грозного для низвергнутого хана Едигера. В одной дореволюционной работе написано, что "по взятии Казани, казанский хан Едигер, "пожелавший" креститься, получил титул царя Казанского". Однако эта точка зрения исторически явно недостоверна. Прежде всего, крестившийся хан терял право на татарский престол. Во-вторых, после взятия Казани не могло быть и речи о восстановлении татарского царства, а титул царя Казанского, как известно, принял сам Иван IV. Его наместником в Казани остался боярин А. Горбатый-Шуйский. Едигер же был отправлен в Москву и крещен.Однако обратимся к короне. Она выполнена в характерной для головных уборов казанских татар форме - в виде полусферической шапки, опушенной дорогим мехом. Завершение "Казанской шапки" - янтарь вытянутой грушевидной формы с двумя жемчугами по ее сторонам - украшение более позднее. Оно не соответствует структуре короны, которая, по-видимому, ранее завершалась золотым полумесяцем или изображением полиморфного чудовища, наподобие изображению в гербе Казани. Такое предположение было вы-сказано Ф. Х. Валеевым, который впер-вые атрибутировал Казанскую шапку как произведение татарских ювелиров конца XV - начала XVI веков.Сравнительный анализ выявил стилистическое родство элементов декора короны с сохранившимися произведениями татарских мастеров XVI века: золотыми поясными застежками от костюма татарской знати и сохранившимися каменными надгробьями первой половины XVI века. Так называемые кокошники, или городки-шапки, в форме трилистников, отделяются от их основания глубоким вырезом, как и в составных частях - медальонах поясных застежек и полурозеток надгробий. Завершение блях и орнаментальных мотивов трилистниками, как и переход от них к остальной части формы бляхи через глубокий вырез - явление типичное для искусства волжских булгар и казанских татар. Тулья шапки украшена тонким рельефным орнаментом на густом черневом фоне. Эта своеобразная техника нанесения узора, путем выбирания фона и последующей заливкой его чернью, имела значительное место в украшении ювелирных изделий булгарских ремесленников. Сохранились булгарские серьги, перстни, замочки, украшенные этой техникой. О булгаро-татарском происхождении короны свидетельствует и система инкрустации ее самоцветами и цветовой подбор их - небесно-голубая бирюза в сочетании с лилово-розовыми альмандинами или красными гранатами, зеленой яшмой или красноватым топазом, что также является характерным для булгарских и татарских ювелирных изделий. Эти излюбленные у казанских татар самоцветы являлись камнями-талисманами, обладавшими, по поверьям, чудодейственной силой. Казанская шапка по всему своему облику, формам, деталям, орнаментальным мотивам и их трактовке, особенностям чернения, системе инкрустации самоцветами, их сочетанию является произведением татарских ювелиров Казани эпохи Казанского ханства. Предположение о том, что корона могла быть сделана в Москве, приехавшими из Казани татарскими ювелирами, на наш взгляд, неубедительно. Гораздо более оснований утверждать, что шапка была увезена в Москву из Казани вместе с "до угрожения 12 лодей великим златом и сребром, и сосуды сребряными и златыми, и украшенными постелями, и многоразличными одеянми царьскими, и воиньскими оружми всякими", - пишет казанский летописец XVI века. Об этом писал и русский дореволюционный историк Н. Спасский: "В награду за победу (над Казанью, прим. авт. ) царь взял себе лишь приведенного к нему хана Едигера, ханскую корону, жезл, знамена и пушки". В старинной русской былине приводятся следующие строки: "Он (т. е. Иван IV, прим. авт. ) и взял с него (т. е. с Едигера, прим. авт. ) царскую корону, и снял царскую порфиру, он царский костыль в руки принял".
Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства. ОписаниеШапка Казанская. Хромолитография. 1840-е ггПри изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех.Применены следующие ювелирные приёмы: чеканка, литьё, резьба, чернь, эмаль.Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненым в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки» , очень распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Шапка Казанская в геральдикеИзображение Казанской шапки венчает гербовой щит Казанского царства в Большой гербе Российской империи.В современном гербе города Казани Казанская шапка также венчает щит.
Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства... При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех.
Применены следующие ювелирные приёмы: чеканка, литьё, резьба, чернь, эмаль.
Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненым в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки» , очень распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов
Шапка Казанская в геральдике
Изображение Казанской шапки венчает гербовой щит Казанского царства в Большой гербе Российской империи.
В современном гербе города Казани Казанская шапка также венчает щит.
Венок такой это
Среди государственных регалий русских царей были короны или венцы, крест, скипетр, держава, бармы или диадема - специальное оплечье, украшенное запонами и изображениями святых, саадак - набор, состоящий из налуча и колчана и другие предметы, которые одевали во время различных торжественных церемоний, приема иностранных послов, поставления патриархов и др. Определенный ритуал существовал при венчании на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца - короны, символа верховной власти. Вероятно, этот обычай, скорее всего, является заимствованным. Тем не менее, короне-венцу придавалось особое значение и она в русской традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю.
В Оружейной палате Московского Кремля сохранился уникальный памятник русской истории и культуры XVI столетия - "Шапка Казанская". Считается, что она была изготовлена московскими мастерами в 1553 году, после завоевания Казани. Выполненная в ярком восточном стиле, она символизировала власть русского государя над завоеванным Казанским царством. Подобную традицию мы встречаем и в странах Западной Европы. Например, император Священной Римской империи владел целым набором корон тех земель, которые входили в состав его державы. Возможно, Иван Грозный приказал создать "Шапку Казанскую" в ознаменование нового этапа своего царствования: ведь русское царство он получил еще при венчании, Казанское ханство завоевал, затем покоряет Астраханское. Но особой "Астраханской шапки", вероятнее всего, не было - о ее существовании в XVI - XVII веках нет никакой информации.
Это о том, кто носил!
А в наше время эту шапку носят все жители и гости столицы Татарстана! Потому что Казанская шапка размещена на гербе этого города!! !
марго молодец....
про сироту казанскую слышала, а про шапку нет
Впервые шапка упоминается среди дорогого платья и различных драгоценных предметов Ивана Калиты, которые он оставил как завещание своим детям.
Казанская шапка изготовлена в Москве в 1552 году по указу Ивана IV для последнего казанского хана Эдигера, принявшего крещение, когда ему был дарован титул царя Казанского. Шапка указывает на статус Казани как столицы территорий.
Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.
При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех.
Применены следующие ювелирные приёмы: чеканка, литьё, резьба, чернь, эмаль.
Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненым в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки» , очень распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.
Изображение Казанской шапки венчает гербовой щит Казанского царства в Большой гербе Российской империи.
В современном гербе города Казани Казанская шапка также венчает щит.
Происхождение Русской короны (ЦАРСКОЙ ШАПКИ )?
Первое упоминание данного обычая относится ко времени великого князя московского Ивана Даниловича -
подробнее...
Подскажите из чего состояло парадное одеяние русских царей? (+)
Уже начиная с 10-го века на Руси вошло в обычай богато украшать одежду и части тела самоцветными
подробнее...
Где в Москве установлен старинный герб г. Казани?
Казанский вокзал — самый молодой из находящихся на «площади трех вокзалов» . Его строительство
подробнее...
Когда и почему московский князь Иван Грозный стал царём?
Великий князь “всея Руси” (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III. С кон. 40-х гг.
подробнее...
Короны российской империи? См. Пояснения.
Левая колонка сверху вниз
1)Мономаховская, Шапка Мономаха-Владимира Всеволодовича
подробнее...
Название мечети в Казанском кремле
Кул Шариф - главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры
Расположена в западной
подробнее...
кому принадлежит третья ПУСТАЯ корона на гербе России?
#yaimg88852#
Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им
подробнее...