словообразовательное значение
Автор Бегемот задал вопрос в разделе Лингвистика
Что такое словообразовательное значение, с/о тип, морфонологическая модель и словообразовательная категория??? и получил лучший ответ
Ответ от ВероNika[гуру]
Словообразовательное значение - особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово
Оно отличается от лексического: лексическое индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов
Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик истол — компонент «маленький» , соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом» , лист-листик
(не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения.
Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом)
- ---
Морфонологическая модель -формальная схема построения производных слов того или иного словообразовательного типа, характеризующихся наличием определенного морфонологического явления (слова калужский и томский входят в состав одной словообразовательной модели, а слова калужский и архангельский – нет)
Слова одного и того же типа могут производиться с разными морфонологическими особенностями:
- с чередованием морфем на границе морфов и без такого чередования (пример с суффиксом –ск) : рижский <- Рига, ветлужский <- Ветлуга, но выборгский <- Выборг, пинюгский <- Пинюг, петербургский/ петербуржский <- Петербург.
- с интерфиксом и без него: Ленинград-ский; орл-ов-ский ; ялт – ин – ский
- с усечением основы и без него: маниловщина и прямолинейщина, самбо – самбист, каноэ – каноэист
- с наложением морфов и без него: лиловый – лиловатый, белый - беловатый
- --
Словообразовательная категория - совокупность производных слов, относящихся к синонимичным словообразовательным типам, объединенных общностью словообразовательного значения, на дифференцированных по средствам выражения формантов (средства выражения этого значения могут быть различными: отправи-тель, получа-тель; бор-ец, твор-ец; бег-ун, крик-ун; нормиров-щик, сортиров-щик. учитель, тракторист, интерпретатор
Примером словообразовательной категории является совокупность словообразовательных типов, объединяющая все формально различные дериваты с одним и тем же деривационным значением 'лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, названному производящим' (автомобилист, пулемётчик, табунщик, фабрикант, гусляр, аптекарь, киоскёр) .
Вот некоторые словообразовательные категории:
1. Категория отсубстантивных существительных с модификационным словообразовательным значением 'увеличительность' (указание на значительное превышение по сравнению с нормой одного из существенных параметров предмета, названного производящим) : префиксальные существительные типасверхчеловек, супертанкер; суффиксальные дериваты типа домина, лапища, человечище
2. Категория отсубстантивных существительных с модификационным словообразовательным значением 'уменьшительность' (указание на реализацию одного из параметров предмета, названного производящим, в незначительной степени, ниже нормы) включает только суффиксальные дериваты типа городок, садик, костюмчик, шубка, гнёздышко, болотце, часики
3. Категория отадъективных существительных с мутационным словообразовательным значением 'предмет или лицо — носитель признака, названного производящим': суффиксальные существительные типа старик, хищник, парусник, мудрец, бедняк, синяк, крепыш, документалист, вечёрка 'разг. вечерняя газета', неженка, раскладушка, жадина, тупица, симпатяга, дорогуша, грязнуля; субстантиваты типа будущее, производное, производящее
Источник: Всё, что не войдет, - в комментариях
ВероNika
Высший разум
(139012)
7. Категория отглагольных глаголов с модификационным словообразовательным значением 'не довести действие до результата или нормы' (значение неполноты действия): недоделать, недобежатъ.
8. Категория отсубстантивных глаголов с мутационным словообразовательным значением 'совершать действие с помощью предмета, названного производящим':боронить, бом бить, шприцевать, разг. прикнопить.
Словообразовательное значение – это значение, выражаемое тем или иным словообразовательным средством (формантом) при наличии связей между образовавшимся словом и образующим (между производящим и производным словом). Таким образом, словообразовательное значение выражается группой слов одинаковой структуры и строения. Например, уменьшительное значение имени существительному придаёт суффикс -ик-: стол > столик, лист > листик и т. п.
Словообразовательное значение (деривационное значение) — одно из основных понятий ; особый тип слова, которым может обладать только .
общие грамотическое значение части речи.. что это такое?
Пример, для школы! Различие лексического и грамматического значений:
"Елка – это
подробнее...
кто знает что такое словообразовательное гнездо и их виды
Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в
подробнее...
что такое словообразовательные синонимы?
Словообразовательные синонимы — это однокоренные производные слова, обладающие одинаковым или
подробнее...
Какие есть виды дериватов, и что такое словообразовательная парадигма?? ? Дайте, пожалуйста, полный ответ с примерами.
Словообразовательная парадигма - объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую
подробнее...
Что такое Морфемы?
Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному
подробнее...
Расскажите все что вам известно о морфемах
Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному
подробнее...
Как правильно говорить: коэкструзия или соэкструзия
Коэтрузия.
Латинский предлог ко- и русский со- имеют одинаковое словообразовательное значение
подробнее...
6.Опишите типы аффиксальных морфем по следующим признакам 1) по положению относительно корня
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в
подробнее...
что такое морфемы
Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному
подробнее...
что такое морфема? (для 5 класса)
Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному
подробнее...
Что такое Морфемика?
Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем) , а также
подробнее...
какие основные лингвистические термины морфемики
Основные понятия
Морфемика
Морфема, морф, алломорфы морфемы, варианты морфемы,
подробнее...
морфемы это
Морфема — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским
подробнее...
Всем филологам! Всем филологам! Что такое тип словообразования и способ словообразования и чем они отличаются? Спасибо!
Словообразовательный тип - это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных
подробнее...