сущее в философии это
Автор Великий Грешник задал вопрос в разделе Философия
Что есть сущее? , и что есть бытие? и есть ли различие между ними? нет и получил лучший ответ
Ответ от Александра Гук[гуру]
СУЩЕЕ (греч. τα ὄντα, лат. ens, esse) – одна из фундаментальных категорий философского дискурса, смысл которой изменялся в истории философии, характеризуя либо все существующее, либо способ существования, либо бытие связки, поскольку любому сущему независимо от способа его бытия можно приписать связку «есть» . Уже в античной философии, ориентирующейся на космоонтологическую проблематику, началось онтологическое различение сущего и бытия, обусловленное поисками оснований истины и лжи (сущее как истина, не-сущее как ложное) . Для Платона сущее причастно бытию и не-бытию, связано с тождеством самому себе, являясь наряду с движением и покоем родом. Аристотель в противовес Платону подчеркивает, что иного по отношению к сущему нет, что сущее не может быть родом для вещей и, рассматривая различные значения имени «сущее» , переводит это различение из онтологического в полисемичность языка, коль скоро нет единого рода «сущее» , обусловливающего однозначность имени. Сущее сказывается различными способами: 1) в соответствии со способами предикации, или «видами категорий» , когда смысл сущего выражен в различных формах высказывания и сущее оказывается сутью вещи, качеством, количеством, отношением, местом, временем, действием и претерпеванием; 2) сущее в возможности и сущее в действительности (связь сущего с энтелехией) ; 3) «в самом основном смысле сущее – это истинное и ложное, что имеет место у вещей через связывание и разъединение» . Сущее и единое тождественны. Для неоплатоников эманацией сверхсущего Единого предстает сущее .
В средневековой схоластике развивается онтотеологическая интерпретация сущего, для которой характерно различение между бытием, сущим и существованием. Полнота бытия присуща Богу (essentia), который создает сущее (ens) – тварный мир, наделяет сущее бытием (esse). Познать его можно либо апофатически, либо в соответствии с аналогией между Богом и вещами (аналогия сущего) . Тем самым сущее – это то, что осуществляет акт бытия (actus essendi). Творение – не чистый акт мысли, а чистый акт существования. Сущее трактуется как имеющее бытие (esse habens) и дар существования, полученный от Бога в акте творения по Слову.
В философии Нового времени различение сущего, бытия и существования приобрело принципиально иной характер: речь идет о фундаментальных способах бытия – бытия природы (res extensa) и бытия духа (res cogitans), об отождествлении сущего с натуралистически трактуемой совокупностью вещей (res), существование которых достоверно представлено в перцептивном или мыслительно конструктивном опыте. Для Р. Декарта исходным является то сущее, существование которого достоверно и самоочевидно в акте мысли, – Я. Лейбниц, ставя вопрос о том, почему существуют вещи так, а не иначе, усматривает достаточное основание их существования в Боге как последней причине. Он связывает сущее с тем, что «может быть нами понято» , выражено в отчетливом понятии в отличие от существования, которое может быть выражено в отчетливом восприятии. В трансцендентализме, начиная с философии Канта и кончая феноменологией Э. Гуссерля, бытие не трактуется как реальный предикат, мышление понимается как инстанция, конституирующая сущее. Истинно сущий предмет предполагает возможное сознание, трансцендентальный субъект полагает интенциональные объекты как сущие вещи. Тем самым возникает вопрос о бытии трансцендентального субъекта, который по-разному осмысляется в трансцендентализме – от чистого Я до монадологии. Бытие, отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А. Шопенгауэр) , как продукт самодеятельности духа (Р. Эйкен) , как результат синтетической деятельности категорий (Г. Коген, П. Наторп) . М. Хайдеггер видит в истории европейской метафизики различные способы сокрытия бытия, забвение бытия, проистекающее как из отождествления бытия с сущим, так и из непонимания историчности самого вопроса о бытии, коренящегося в самоинтерпретации человеческого существования.
Источник: А. П. Огурцов
кто такой философ?
Фило́соф (др. -греч. φιλόσοφος — любящий
подробнее...
Основные идеи Фридриха Шиллера. Каковы были основные идеи Фридриха Шиллера в области философии?
Характер его мысли определен традициями просветительского морализма – английской моральной
подробнее...
В чем разница понимания проблемы соотношения разума и веры в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского?
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
• ход истории,
подробнее...
В чем отличие милетской школы от элейской?
Характерные черты философии Милетской и Элейской школ.
Милетская школа.
Первая
подробнее...
Почему люди рождаются конкретными людьми, в конкретное время, в конкретном месте?
Плохо только то, что все эти философии не дают удовлетворяющего ответа на вопрос "Что есть такое
подробнее...
Определение "мира сущего" и "мира должного"
ДОЛЖНОЕ И СУЩЕЕ – категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между
подробнее...
Чьим учеником вы хотели бы стать, из известных философов?
Если бы представилась возможность, сочла бы за честь учиться в пифагорейской школе Пифагора
подробнее...
В чем отличия между НАМАСТЕ и НАМАСКАР?
Пфффф, тут и дураку понятно что НАМАСТИ шулеры сидят а НАСКАР это гонки кольцевые
подробнее...
Что изучает философия? Предмет изучения философии?
Философия - система основополагающих идей в составе мировоззрения человека. Предметом философии
подробнее...
Сущность и существование: что в этих понятиях есть общего и в чем различия?
В Боге бытие и сущность совпадают; в сотворенных вещах они различаются.
Сущность - те
подробнее...
Скажите: В чем истина жизни?
Каждый выбирает себе свою истину и потом борется с другими ради неё. Но если говорить о высшем.. .
подробнее...
Елена Рерих: суть ее философии
Последовательница Блаватской и суть философии похожа, основана на индийских учениях.
В основе
подробнее...
расскажите о мифогенной концепции генезиса философии. В чём суть этой концепции?
философия выросла из мифологии и религии, имплицитно зародившись и развиваясь внутри них
подробнее...
В чем причины роста интереса к древневосточной философии в наше время?
в том что это кладезь мудрости и духовности. Нигде вы найдете столь тонко изученный предмет
подробнее...
Как по-вашему, является ли математика разделом философии? Мнения просьба аргументировать.
Она ж для подсчета была придумана, а не для того чтоб головы морочить.
ЕСТЬ ЖЕ ЧЕТКОЕ
подробнее...