Образ князя владимира в былинах
Автор Madeleine задал вопрос в разделе Другое
Былинный образ Владимира Красное Солнышко? и получил лучший ответ
Ответ от A-stra[гуру]
ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015). В мифопоэтических представлениях В. — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя В. — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
http://bibliotekar.ru/mif/24.htm
Последняя четверть Х — начало ХI ст. — сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами.
Жизнеописание В. при таком подходе приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — В. до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только переходящее из одной летописи в другую сообщение о трех гаремах В. с 800 наложницами. Второй портрет — князь крещеный. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии... Но народная память сохранила еще один образ — образ Владимира Красного Солнышка, защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Немногие в отечественной истории удостоились многовековой памяти народа.
Обращение к широкому кругу летописных источников, материалам европейских и азиатских хроник, результатам научного поиска исследователей позволяет значительно расширить представление о великом киевском князе В. — государственном деятеле, полководце, дипломате. Летописец Нестор впервые упоминает о В. под 970 годом, сообщая, что Святослав посылает своего юного внебрачного сына на княжение в Новгород. После смерти отца (972 г.) великим киевским князем стал старший сын Ярополк, братья Олег и В. княжили в Овруче и Новгороде. Но внутренние конфликты, связанные с борьбой за власть, привели к вооруженному противостоянию между Ярополком и Олегом, в результате которого последний был убит. В 980 (по другим сведениям — в 978) году В., опираясь на новгородскую дружину и варягов, изгнал из Киева Ярополка и сел на киевский престол.
http://www.day.kiev.ua/109075/ - далее
Образ князя В., несущий в себе, согласно данным исторической науки, черты как жившего в 10 в. от н.х.л. Владимира Киевского, огнём и мечом «крестившего» Русь, так и Владимира Мономаха, и даже легендарного Владимира Старого.
Конечно, полностью отрицать христианское влияние на образ былинного князя Владимира не возможно. Но и утверждать, что его образ сформировался преимущественно на основе осмысления народным сознанием образа князя Владимира, предавшего Память Предков и Веру Праотцов, есть явное преувеличение. Ибо при внимательном рассмотрении образа былинного князя Владимира Красно Солнышко, очищенного от позднейших христианских напластований, перед нами предстаёт Священный Древне-Арийский Образ Божественного Правителя – Богочеловека Князя-Солнца, куда более древний, нежели исторический Владимир Киевский и даже само христианство… (Отголоски памяти о Божественном Правителе – Князе-Солнце сохранились, в искаженном виде, в некоторых Русских Летописях, например, в Ипатьевской: «И по сем царствова сынъ его (Сварога), именем Солнце, его же наричаютъ Дажьбогъ… Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе мужъ силенъ…».)
Существует предположение, что былинный князь Владимир - это великан Имир (волот Имир), о к-м повествуется в Младшей Эдде.
http://www.slavyanin.info/node/37/print
Владимир Красное Солнышко — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015) Креститель. В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горычыча. Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) “почестен пир”, на нем наедаются, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.
Князь Владимир — хозяин (К: см. Гость) , покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют Владимира “красным солнышком” и “ласковым князем”, и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным хтоническим силам, обычно существам змеиной природы (ср. мифы о Змее, пожирающем или грозящем пожрать Солнце) , и “солярность” эпитета имени Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех - членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их.
Князь Владимир — глава и хозяин своей малой, княжеской семьи и всего богатырского круга. Былины не раз упоминают его жену Апраксию (Евпраксию, Опраксу, Апраксеевну и т. п. ) — королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жены Владимиру (в этом же сюжете упоминается и ее сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своею мужа, гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда Владимир ссорится с богатырями, она поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними) ; в других случаях она оказывается “злой”, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В былине о Чуриле при дворе Владимира она так увлеклась красавцем-стольником, что загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи с библейским Иосифом Прекрасным) ; своего мужа князя Владимира она упрашивает сделать Чурилу постельником и т. п.
Былины хорошо знают и любимую племянницу Владимира Забаву (Запаву) Путятишну, которую похитил Змей Горыныч и освободил Добрыня Никитич, выступающий в былинах как племянник Владимира. Большая часть богатырей также связана с князем Владимиром. Иногда Владимир недостаточно внимателен к ним на пиру. обижает их словом или подарком, не соответствующим их достоинству. Но конфликты быстро и беспоследственно улаживаются. Наиболее острый конфликт возникает между Владимиром и Ильёй Муромцем.
Почему народ так высоко оценил деятельность князя, называя его Владимир Красное Солнышко?
Влади́мир I Святосла́вич (др. -русск. Володимѣръ Святославичь, ок. 960 — 15 июля
подробнее...
где илья муромец жил и как стал богатырём
30 лет втыкал на печке в доме своих предков. Потом его малость попустило и он пошел спасать
подробнее...
что такое жанр былины
Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины
подробнее...
Известные имена (+) Каких известных женщин (сказочных и не только) с именем Василиса вы знаете?
Имя Василиса переводится с древнегреческого как «царица» , «царственная» .
Василиса Володина -
подробнее...
богатыри и рыцари расскажите про богатырей и рыцарей что знаете и что найдете
БОГАТЫРИ (от др. -тюрк, багатур -храбрый воин) , герои рус. былин, защитники рус. земли,
подробнее...
Образ князей в «Слове о полку Игореве»
Идеал автора "Слова" - князь мужественный и сильный, способный побеждать врагов и оборонять Русскую
подробнее...
О князе Владимире были сложены былины? помогите пожалуйста
В былинах образ Владимира сохранил немногие истоические черты. Владимир, или, по произвношению
подробнее...
почему народ дал князю Владимиру прозвище Красное Солнышко?
любил его народ, снискал он уважение за дела свои праведные и полезные для России-матушки
подробнее...
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич В былинах и легендах три богатыря часто вместе совершают подвиги...
В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе
подробнее...
Существовал ли на самом деле князь Владимир, где он похоронен?
Влади́мир I Святосла́вич (др. -русск. Володимеръ Свѧтъславь [1], ок. 960 — 15 июля
подробнее...
Где Добрыня Никитич родился
1.Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче –
подробнее...
В былинах его называли "Красное Солнышко"Кто это?
ладимир I Святославич (др. -рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) —
подробнее...
Картина Васнецова "Три богатыря"
Добрыня Никитич - реальный человек, живший в X веке и зафиксированный как в русских летописях
подробнее...
события изображенные в былины илья муромец и соловей разбойник происходили в дествительности а какие нет скажи
Бой с Соловьём-разбойником
Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с
подробнее...