скрябин цветомузыка
Автор I'll be better задал вопрос в разделе Естественные науки
Можно ли увидеть звук? Какова история цветомузыки? и получил лучший ответ
Ответ от Ѓженок[гуру]
Поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
"Я взвесил звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык… "
(А. Журавлев)
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и т. п.
И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины.
Истоки идеи соединения видимого и слышимого уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство синкретическое, то есть неделимое на роды и виды.
Позднее, в древнегреческом искусстве проблема синтеза света и звука была разрешена в театре, где драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения подчинялись ритмо-пространственной организации.
Аристотель (384-322 гг. до н. э. ) писал "Цвета по приятности их соответствия могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". (Артамонов И. Иллюзии зрения. - М. : .Наука. , 1969, с. 216.) . В конце XVI века в Милане, по свидетельству очевидцев, была изобретена музыка цвета.
Д. Арчимбальдо, живописец и музыкант (!), проигрывая своим ученикам определенные тональности, одновременно показывал разноцветные карточки, соответствующие, по его мнению, звучанию данного конкретного лада. Маловероятно, чтобы Арчимбальдо имел в виду новое искусство, но, тем не менее, его теория обучения живописи через звук явилась прообразом цветомузыки.
В 1665 году И. Ньютон, увлекшись исследованием солнечного света, поставил опыт, заключавшийся в том, что солнечный луч сквозь отверстие в ставне окна падал на стеклянную призму и, преломляясь в ней, давал на экране цветовую дорожку. Так вот, Ньютон искал связь между солнечным спектром и музыкальной октавой, сопоставляя длины разноцветных участков спектра и частоту колебаний звуков гаммы.
По Ньютону, нота "до" - красная, "ре" - фиолетовая, "ми" - синяя, "фа" - голубая, "соль" - зеленая, "ля" - желтая, "си" - оранжевая
Ясно, что ученый подходил к проблеме чисто механически, но он дал точное установление высоты, или темперацию цветового ряда.
Дальнейшее развитие цветомузыки было связано с именем А. Кирхера, который изобрел первый в мире проекционный аппарат, включающий и источник света, и диапозитив, и оптическую систему, и экран.
Источник: :
Все это относительно и бездоказательно. Каждый композитор видит высоту звуков в разных цветах-если он вообще их видит цветом-это0,1 процент композиторов. Никто это неизучал -физики недоказывали колебания звуков и сочетания их со цветом.
Больше всех об этом писал композитор Скрябин, но и его произведения можно опровергнуть в отношении сочетания звука и цвета-это его личное слухо-видение.
История цветомузыки (светомузыки)
Истоки причины соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании нашего первобытного предка принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.
_________________________
История светомузыки в России
В России основоположником цветомузыкального искусства считают по праву композитора А. Н. Скрябина (1872-1915), но на самом деле незадолго до него первым был все же Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908). Эти два композитора-изобретателя обладали феноменом цветного слуха и каждый по-своему решали проблему цветомузыки. Римский-Корсаков, например, ориентируясь на собственное восприятие музыки, заключал музыкальные образы своих опер в строго определенные тональности и цвета . Например, в опере «Садко» лейттемы Моря написаны в двух сине-голубых тональностях — Ми мажоре и Ми бемоль мажоре . Описывая это явление в «Летописи моей музыкальной жизни» сам композитор всегда подчеркивал значимость своего замысла: звучащие лейтмотивы именно в сочетании с оттенками синего цвета в декорациях на сцене, психологически воздействуют на слушателя, а также способствуют лучшему восприятию оперы, к тому же при таком сочетании лучше запоминаются музыкальные образы.
Скрябин, спустя несколько лет после «Садко» , создает первое в музыкальном искусстве произведение, где партия цвета выступает на равных с инструментальными партиями. Причем здесь цвет выписан на отдельном нотном стане музыкальной партитуры. Таким образом, была создана симфоническая поэма «Прометей» (1909-1910). Это новомодное сочинение появляется как раз в то время, когда многие русские художники переживают разочарование и пессимизм и депрессию, когда на Россию, по символичному выражению А. Блока, «спустилась мгла» .
Поэма Скрябина как музыкальное, так и художественное произведение может быть соотнесена с наиболее выдающимися художественными явлениями XX века, но и на этом фоне она выделяется необычайной грандиозностью и возвышенностью образов.
В XX веке идея совместного восприятия света, цвета и музыки идет по пути технических экспериментов. Например, знаменитый режиссер С. Эйзенштейн поставил в 1940 году оперы Вагнера со светомузыкой. В 80-е годы на сцене появляются целые школы цветомузыки в России и за рубежом. Многие эксперименты со светомузыкой были сделаны в электронной студии француза П. Булеза. Одно из своих сочинений этот автор представил очень оригинальным способом: звук передавался в зал по расставленным вокруг зрительного зала динамикам, а также световым установкам. При всем этом создавался поразительный синтез пространственно-световых ощущений. В 90-е годы, например, особенно выделяется грандиозный опыт цветомузыки Жан-Мишель Жарра в Москве. Он расположил на здании Университета колоссальные светомузыкальные установки и произвел с их помощью потрясающие эффекты.
явление цветомузыки, получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.
Известно, что основоположником цветомузыкального искусства считается наш Александр Николаевич
подробнее...
Кто изобрел цветомузыку?
СОРИ, ЧТО ТАК МНОГО, НО ОКАЗАЛОСЬ ЖУТКО ИНТЕРЕСНО
В конце XVI века в Милане, по
подробнее...
Кто-нибудь знает какие самые известные произведения у Скрябина?
12 Etudes, Op.8
24 Preludes, Op.11
5 Preludes, Op.16
Etude In C-sharp Minor, Op.2
подробнее...
Что представляет собой система "цветного слуха"?
СИНЕСТЕЗИЯ В ИСКУССТВЕ
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
подробнее...
Помогите пожалуйста. Нужно 10 русских композиторов и их балеты.
1. Асафьев Борис Владимирович - "Бахчисарайский фонтан"
2. Аренский Антон (Антоний) Степанович
подробнее...
Звук имеет цвет?
Известно, что цвет имеет сильное влияние на человека – на его настроение и даже на здоровье.
подробнее...
как зовут композитора пытавшегося найти связь между музыкой и цветом
Четыреста лет назад связь между цветами солнечного спектра и музыкой обнаружил Ньютон. Нота "до"
подробнее...
Можно ли увидеть музыку?
Ритуальный танец, бой тамтамов под сине-желто-красные всполохи костра… Человек интуитивно ощущал
подробнее...
Римский Корсаков- Гаммы и Цвета Как понять что такой Гаммы и цвета - Римского Корсакого ???
Существует цветной музыкальный слух. Таким слухом обладал не только Римский-Корсаков, но и Скрябин
подробнее...
А какого цвета... Музыка?
.. мне кажется - музыка прозрачна. .
.. она как зеркальная призма - отражает свет души и
подробнее...
Какие основные жанры музыки Скрябина? Срочно нужно! Помогите пожалуйста
Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27)
подробнее...