Валдайский колокольчик
Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны
Чем славятся валдайские колокольчики? и получил лучший ответ
Ответ от Елена[гуру]
История валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся, ( классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты диаметра, что создает впечатление устойчивости. Колокольчик лишен декора как такового, неизменную что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”. Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки” подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.
сплавом металла,
другие пропорции меди и серебра определяют качество звона
Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков.
Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была
впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик
(и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском
Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии,
с. Пурех Нижегородской губернии и других.
Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика.
Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им
возможность в мерном шаге отдохнуть.
Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции
и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным
нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
Первые, известные нам, подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году.
Под этим годом значатся изделия Филиппа Терского, Алексея Смирнова,
Ивана Смирнова, Никиты Смирнова.
Ранние известные валдайские колокольчики отливали также Макар Стуколкин,
Егор Лебедев, Иван Терской, Степан Смирнов.
В середине XIX века работали Иван Лебедев, Алексей и Василий Нефедовы,
Иван Пашков, Василий и Трофим Стуколкины, Алексей Чистюнин и другие.
Как уже говорилось, история валдайского колокольного литья
до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным
источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики
и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков.
Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся, неизменную
(классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих
соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости.
Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление
простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное –
знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном
и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому
местными мастерами “юбкой”. Обтекаемость, мягкость форм,
особенность построения покатой верхней сковороды, которую
называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки”
подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика,
а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины,
одетой в русский сарафан.
Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык,
непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными
шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то,
что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия
(употреблялась самая высокосортная уральская медь) , красоте
звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с
самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.
Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского колокольного литья, в том числе и валдайского.
Так предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.
Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы.
Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги.
Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики.
Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь) , красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.
Шли века, а людям хотелось верить, что в Валдае им отольют колокольчик из осколка “вечника новгородского” и осколков тех, рассыпанных под горочками валдайскими, хватит всем, всем хватит славы и силы его.
Фольклорно обусловленный промысел жил силой древней легенды и она была лучшей рекламой валдайским изделиям. Во второй половине XIX века конкурирующих центров литья появилось много. В некоторых из них на изделиях ставили надпись “Валдай”, желая подороже продать колокольчик, выдав его за валдайский. Иногда же надпись “Валдай” просто означала тип, сорт изделия.
Не конкретно на вопрос, просто ссылка на сайт о колокольчиках. Красота!
своим звоном
Возникает вопрос: Почему колокольчики называют даром Валдая?
Нежный и чистый звук валдайского колокольчика ласкает слух человека уже более 500 лет. Вы слышали
подробнее...
Колокольчик звенит-удачу сулит?
Обмениваться колокольчиками в знак любви и преданности – традиция ныне забытая. А зря, ведь вручить
подробнее...
Какой город в России славиться колокольчиками?
Милый Древний Валдай, с его легендами о прекрасных и гордых валдайских девушках и чудотворных
подробнее...
Какое самое длинное предложение в русском языке?
С пунктуацией у тебя слабовато.. .
А длинные предложения обычно ( и элементарно) создаются
подробнее...
Что можно посмотреть в Великом Новгороде и большой ли город !!!
город не очень большой, но очень интересный. вот, почитайте и посмотрите
и тут
подробнее...
что такое "вечевой" колокол и "набатный" колокол???
Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и
подробнее...